2011 год закрылся положительными цифрами для отельного бизнеса стран Европейского Союза при среднем росте доходности в расчете на номер (RevPAR) в 5.6% в результате увеличения загруженности и средней суточной стоимости номера. В то же время динамика, наблюдавшаяся до весны 2011 года, в последнем квартале замедлилась.Важно отметить, что для 27 стран ЕС плюс Швейцария результаты отельного бизнеса за 2011 год оказались положительными. Ни одна из стран не закрыла год падением данного показателя, даже при наличии сильного расхождения между стагнацией в Швейцарии (+0.4%) и сильным ростом в Польше (+9.4%). В то же время, с другой стороны, Швейцария уже позиционирует себя среди тех, кто дал высокие показатели работы, а Польша сильного выигрывает по случаю своего шестимесячного председательства в ЕС. Европейские страны с высокой активностью отельного бизнеса: Великобритания, Франция, Германия и страны Бенилюкса, - продемонстрировали рост в более жестких рамках 4%-6%, что наиболее правдоподобно отражает состояние европейского рынка.
В среднем загруженность европейских отелей была более 66%, относительно 2010 года этот показатель увеличился на 2 пункта, когда уже наблюдался его сильный рост по сравнению с кризисным 2009 годом. Приз ушел к городам, столицам и деловым центрам, пользующимся популярностью у туристов со всего мира: Амстердам, Берлин, Гамбург, Лондон, Мюнхен, Париж и Цюрих, - у которых в течение года операционная прибыль была на уровне 75% и выше. Лондон при наличии операционной прибыли в 85% побил все рекорды, и оказался близок к насыщенности рынка. Нижние строчки таблицы заняли города Испании (Сарагоса, Севилья) и Италии (Болонья), что отразило трудное положение на национальных рынках. Даже города с сезонным бизнесом, которые зависят от выставок и ярмарок (Канны, Ганновер) в 2011 году имели прогресс. Редкое падение загруженности отелей относительно 2010 года было минимальным – намного меньше 1 пункта.
Сильный спрос оправдывает существенный рост среднесуточных цен (для большинства городов около 4% и выше). Только несколько городов Германии (Берлин, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг), Италии (Флоренция, Турин) и Испании (Бильбао, Мадрид, Сарагоса) активировали работу по усилению спроса.
Возникает вопрос: продолжится ли падение показателей отельного бизнеса, которое наблюдалось в конце года? Падение национальных экономик, беспокойство по поводу влияния долга и суровые экономические меры имеют явное влияние на падение в среднем, которое наблюдалось в Европе, когда в декабре прошлого года операционная прибыль дошла до красной отметки. Прошлый опыт показывает, что отели среднего и высшего уровня наиболее чувствительны к изменениям экономического климата. В городах, где вес данных сегментов имеет перевес (Центральная Европа, Скандинавские страны, Испания, Италия) важный стабилизирующий эффект оказали отелей эконом класса.