Раиса Назмутдинова: «В 2013 году платежи через Contact в адрес турфирм достигли 35%»

Платежная система Contact – один из активных участников туристического рынка. С ней сотрудничают более 100 туроператоров и тысячи агентств по всей России.

Раиса Назмутдинова (фото), вице-президент АКБ «Русславбанк» – оператора платежной системы – рассказала RATA-news, в чем удобство расчетов через Contact и как будет развиваться сотрудничество банка с турбизнесом.

- Раиса, как вы сказали, 35% платежей через систему Contact адресованы турфирмам. А остальные?

- Погашение потребительских кредитов, оплата коммунальных услуг, услуг сотовой и спутниковой связи, спутникового телевидения, интернета, пополнение «электронных кошельков», оплата страховых полисов и так далее. Но подчеркну, что мы были первыми в России, кто начал активно сотрудничать с турбизнесом и развивать возможности дистанционной оплаты турпакетов. Это начиналось более десяти лет назад, еще в период становления российского рынка платежных услуг. Наши технологии заинтересовали туроператоров, потому что c помощью системы Contact они могли развивать бизнес и присутствовать во многих регионах без увеличения затрат на создание дополнительной инфраструктуры финансовых расчетов.

 

Сегодня оплатить туруслуги могут клиенты более 100 туроператоров, включая Coral Travel, TUI, «Пегас туристик», «Библио Глобус», «Южный Крест», «Роза ветров», «Санмар», «Музенидис», «Лабиринт», «Дельфин» и многих других, весь список есть на нашем сайте. Также с нами работает множество турагентств, системы бронирования гостиниц, агенты по продаже билетов и т.д. Чем крупнее компания, тем больше ее клиентов пользуются системой Contact и тем выгодней для нас это сотрудничество, поскольку основной доход мы получаем с транзакции.

 

- Объясните, пожалуйста, чем удобны платежи через систему Contact.

- Мы даем возможность быстро и безопасно перечислить деньги за турпакет, авиа- и железнодорожные билеты, оплатить услуги гостиницы независимо от расстояния, которое разделяет покупателя и продавца. Информация о платеже и деньги приходят в режиме реального времени. Это удобно в принципе, а особенно важно для туроператоров, когда реализуются горящие туры и клиент должен уехать буквально сегодня-завтра.

 

У нас более 14 тысяч пунктов приема платежей по всей России. Плательщиком может быть только физической лицо. То есть сам турист или уполномоченный сотрудник турагентства, продавшего тур, приходит в пункт, предъявляет кассиру-операционисту паспорт, называет туроператора, номер брони, сумму, отдает деньги и получает квитанцию. К тому же турист платит по прямому счету от туроператора и видит реальную стоимость тура, без каких-либо накруток. И может быть уверен, что деньги мгновенно ушли по назначению.

 

- Но у вас есть и терминалы.

- Да, их более 6 тысяч. Но у терминальных решений есть некоторые особенности. Дело в том, что разовая транзакция в терминале без идентификации плательщика не может превышать 15 тысяч рублей, а стоимость путевки, как правило, больше. Значит, оплату придется проводить в несколько этапов, это неудобно. Да и вопрос безопасности может возникнуть – в зависимости оттого, где установлен терминал. Поэтому мы рекомендуем платежи в адрес турфирм проводить в пунктах оплаты, где исключены анонимные операции.

 

- Еще возникает вопрос законности расчетов через терминалы. Известны случаи, когда страховые компании не принимали от клиентов операторов-банкротов квитанции платежных систем в качестве доказательства оплаты туров.

- Это зависит от документа, подтверждающего оплату, то есть от квитанции, которую плательщик получает в момент осуществления платежа. Если в чеке нет реквизитов расчетного банка или системы, да еще оплата анонимная, могут и не принять. С нашими квитанциями проблем не возникает: в них значится «Русславбанк», указан номер банковской лицензии и есть фамилия-имя плательщика. У клиентов «Ланты-тур вояж», например, страховая компания оплату через наши терминалы признавала.

 

- Кстати о банкротствах. В феврале фактически перестала действовать платежная система Travel Payment, причем осталась должна туроператорам. Арбитражный суд Москвы рассматривает иски к системе денежных переводов Migom на 15,3 млн. рублей. Насколько вообще устойчив этот бизнес?

- Это может показаться странным, но о существовании платежной системы Travel Payment мы узнали из сообщений о ее долгах. В принципе любой банковский платежный агент или субагент может назвать себя платежной системой. Но, по закону «О национальной платежной системе», за этим агентом должен стоять банк (или некоммерческая организация), осуществляющий его расчетные операции при условии, что на счете агента есть деньги. А когда платежи не подтверждены соответствующим покрытием, возникают банкротства. У системы Migom все проблемы начались, когда их расчетный банк «Евротраст» начал испытывать недостаток в финансовых ресурсах.

 

Соответственно бизнес устойчив тогда, когда банк или система подкреплена достаточными финансовыми вложениями, денежные потоки сблансированы – как минимум, расход равен приходу. Бизнес системы Contact имеет достаточную диверсификацию как в части покрытия, так и с точки зрения расходования средств в смежные продукты.

 

- А как вы поступаете с деньгами оператора-банкрота? Например, на рынке скандал, турфирма рушится, а к вам по инерции продолжают поступать платежи.

- Если плательщик оперативно напишет заявление о возврате платежа за неоказаннную услугу, то мы вернем деньги. Были такие случаи – с той же «Лантой», например.

 

По договору с туроператором мы обязаны были направить все перечисленные в его пользу средства не позднее следующего рабочего дня. Компания объявила о своих проблемах в пятницу, в последний рабочий день недели, и многие клиенты в выходные дни обратились в банки, через которые они платили, за возвратом своих средств. Кстати, значительная часть банковских пунктов системы Contact работает и в выходные с расширенным графиком, некоторые точки до 21.00. В ближайший же понедельник мы перечислили деньги по всем этим заявлениям обратно в банки.

 

Но вообще у нас отлажен и собственный риск-менеджмент, и взаимоотношения с отраслевыми общественными организациями. Ежедневный мониторинг деятельности партнеров позволяет нам при первых признаках финансовых проблем приостановить платежи, чтобы турист не не производил оплату в пользу несостоятельного туроператора.

 

- В Госдуме обсуждается ограничение размера разовой оплаты через платежные системы до 1000 тысячи рублей в сутки и не более 15 тысяч рублей в месяц. Не приведет ли это к коллапсу платежей именно на туристическом рынке, где суммы переводов, как правило, большие?

- Эти ограничения касаются операций, совершаемых анонимно, то есть без идентификации отправителя. Кроме того, инициатива депутатов затрагивает, прежде всего, частные переводы с электронных кошельков. Платежей по системе Contact это в любом случае не коснется, поскольку они проводятся с обязательной идентификацией клиента.

 

- Что необходимо сделать турфирме, чтобы начать сотрудничество с системой Contact?

- Ничего необычного: заключается договор, открывается расчетный счет, настраивается и тестируется программное обеспечение – все это бесплатно. Процесс занимает от двух до четырех недель. Программа предполагает оперативное управление счетом, возвращение средств по несостоявшимся туром и многое другое.

 

- Обязательно ли при этом открывать счет в «Русславбанке»?

- Не обязательно. Но это оптимальный вариант для туроператора, принимающего платежи через Contact. Деньги на счет в нашем банке зачисляются мгновенно и сразу доступны для использования. Если счет в другом банке, информация о поступлении оплаты приходит оперативно, а зачисление средств – на следующий день. И, конечно, становясь клиентом «Русславбанка», туроператор получает все привилегии партнера нашей кредитной организации.

 

- Какова комиссия при оплате через Contact?

- В общей практике платежей за туруслуги ни турист, ни турагентство ничего не платят, комиссию мы берем с туроператора, обычно 1-1,5% от суммы оплаты, но не менее 60 рублей. При больших объемах платежей условия сотрудничества обсуждаются индивидуально.

- Вы упоминали, что система предлагает также возможность оплаты туров в интернете.

- Более того, мы развиваем направление по интеграции сайтов турфирм и платежного сервиса Contact24, чтобы клиенты, бронирующие туры онлайн, могли тут же их оплатить. Это позволяет существенно экономить на эквайринге. Кроме того, планируем в ближайшее время запустить кобрендовые программы с несколькими крупными туроператорами. Постоянные клиенты этих турфирм будут получать специальную карту, которая предоставляет скидки и различные бонусы.

 

Но вообще любой клиент платежной системы Contact может бесплатно получить нашу клубную карту. В принципе, это полноценная банковская карта MasterCard, с ее помощью можно расплачиваться в магазинах, делать покупки и оплачивать услуги в интернете – и получать бонусы по программе «MasterCard Плюс». Например, на переводы в отделениях банков-партнеров этой акции дается скидка 10%.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Апрель 15, 2024 - 08:58

В правительстве собираются трансформировать курортный сбор в туристический налог.

 

Апрель 11, 2024 - 18:01

В Санкт-Петербурге с 1 апреля начали взимать плату за пользование курортной инфраструктурой: 100 руб. с туриста за каждые проведенные в городе сутки.

 

Апрель 3, 2024 - 08:50

Сто тысяч человек, или около 5% от общего числа туристов, приехали в прошлом году в Петербург из Ленобласти. Речь о тех, кто остановился в гостинице и провел в ней две ночи.

 

Апрель 1, 2024 - 12:58

 Курортный сбор с 1 апреля начнут взимать в Санкт-Петербурге с совершеннолетних гостей, проживающих в гостиницах, апарт-отелях, санаториях и других объектах размещения более 24 часов.