Мировой рынок онлайнового бронирования туристических услуг (железнодорожных и авиабилетов, мест в отелях, трансфертов) бурно развивается. Уже сегодня в США через Интернет происходит около 60% бронирований, в Европе - 30%. В России этот рынок только зарождается, но уже сейчас исключительно через Интернет происходит 7% бронирований туристических услуг. По мнению экспертов, Россия тут отстает от Запада по ряду причин, среди которых: недостаточное покрытие территории широкополосными сетями, недостаточное распространение платежных карт и устоявшаяся привычка приобретать готовые турпакеты. Кризис, однако, дал толчок развитию рынка онлайнового бронирования и у нас. Люди поняли, что, самостоятельно заказывая туруслуги, можно неплохо сэкономить. Как показала практика европейцев, экономия может составить от 20 до 50% по сравнению с туром, приобретенным у агентства. Так, шестидневный тур в Барселону из Москвы этой весной с проживанием в трехзвездном отеле, в двухместном номере с завтраками будет стоить от 680 евро на человека плюс виза и топливный сбор. Тогда как примерная стоимость самостоятельно спланированного путешествия в столицу Каталонии при тех же условиях составит порядка 350-400 евро на человека. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, в первой половине 2010 года сильно выросло число туристов, бронирующих туруслуги самостоятельно. Эти данные подтверждают в крупнейших онлайн-агентствах. В этом году эксперты ожидают рост спроса на услуги онлайнового бронирования. Для этого есть предпосылки: ежемесячно рынок увеличивается на 50%. Согласно результатам совместного исследования Google Россия и КБ "Ситибанк", в 2010 году на авиабилеты российских и иностранных авиалиний, оплаченных банковскими картами, приходилась треть всех трат россиян в Интернете (34,8%). Выяснилось, что чаще всего покупки авиабилетов через Интернет совершали жители Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем авиабилет обходится покупателю в 14 тыс. рублей (причем у российских авиалиний, как правило, дороже), тогда как средняя величина покупки в Интернете составляет 2500 рублей. Недавно американский эксперт в области туризма Артур Фроммер опубликовал пост в своем блоге, поднимающий актуальный для индустрии туризма вопрос: отправят ли поисковые агрегаторы туристические онлайн-агентства в небытие? Если обратиться к истории развития тур индустрии США, то можно увидеть следующую картину: в 90-е годы местный рынок всколыхнуло появление интернет-агентств Expedia, Travelocity и Orbitz, работающих на базе GDS (например, Amadeus, Travelport, Sabre и др.) и ставших не только новой моделью организации туристического бизнеса, но и весомой альтернативой традиционным компаниям. А уже сегодня, как полагает А. Фроммер, можно говорить о новой эпохе - эпохе поисковых систем. Они находят выгодные цены на авиабилеты и просто направляют потребителей на сайты авиакомпаний и агентов для их приобретения. Таким образом, агрегаторы избавляют клиентов от переплаты, авиаперевозчиков же - от неоправданных затрат на рекламу. Пока все эти баталии довольно далеки от России, однако и у нас многие достаточно продвинутые пользователи Интернета уже отказываются от услуг онлайновых агентств. Поэтому начиная с 2007 года наряду с традиционными операторами, в России стали развиваться интернет-ресурсы бронирования, также работающие с базой GDS - такие как Amargo, AnywayAnyday и др. В прошлом году активную экспансию на российский рынок начали международные поисковики, в том числе Momondo, Skyscanner, Kayak. Уже сегодня эксперты говорят о положительной динамике роста популярности их ресурсов, но отмечают, что российский турист пока только знакомится с системой. 35% пользователей поисковика совершают переход на сайты партнеров с целью покупки авиабилета или бронирования отеля, и только 23% становятся постоянными пользователями ресурсов. По словам эксперта компании Momondo Russia Плексея Кудрявцева, за 2010 год поисковики авиабилетов зарегистрировали 25 млн посещений пользователями из Рунета. От 30% до 40% пользователей впоследствии совершали переход непосредственно на сайты авиакомпаний и сайты систем онлайнового бронирования. Явно просматривается тенденция к росту посещаемости и в 2011 году, чему, конечно же, будут активно способствовать многие факторы: и переход на электронные авиабилеты, и упрощение визового режима со многими странами, и дальнейшая "интернетизация" России, и стремление наших соотечественников к экономии. Пока портрет целевой аудитории агрегаторов в России - это молодежь, чаще студенты и новаторы среднего возраста, жаждущие испробовать все новое первыми. Многие посещают ресурс не только с целью найти лучшие предложения на авиабилеты и гостиницы, но и пообщаться друг с другом, поделиться мнениями и рекомендациями в секции отзывов, оставляемых путешественниками со всего мира, почитать блоги - и с каждым днем их количество, равно как и процент пользователей из России, только увеличивается. Львиная доля таких посетителей приходится на Москву и Санкт-Петербург - города, которые являются отправной точкой для большинства доступных международных рейсов для наших соотечественников. Тогда как в Европе и США подобными источниками поиска пользуется достаточно разноплановая публика, в том числе пожилые люди. При всем при том в России понятие "туристическое онлайн-агентство" остается в представлении наших граждан лишь сайтом обычной туристической компании, а "поисковый агрегатор" - просто электронный каталог сайтов. И хотя многие россияне регулярно отправляются на местные курорты самостоятельно, самостоятельные все еще кажутся им чем-то опасным и малодоступным. По результатам маркетингового исследования Profi Online Research, даже при наличии возможности самостоятельно покупать билеты и бронировать отели, что может удешевить стоимость отдыха, почти 20% респондентов затруднились ответить, станут ли они прибегать к этому способу. Хотя уже 40% подумывают о том, чтобы самостоятельно организовывать свои путешествия. И лишь 13% отметили, что, отправляясь за границу, планируют и организовывают свой отдых сами. Немалая часть респондентов (28%) указали, что все-таки будут продолжать пользоваться услугами посредников. Сказать, что в 2011 году в России наступит бум самостоятельных путешествий, пока нельзя, однако можно с уверенностью утверждать, что уже в этом году значительная часть клиентов туристических агентств отправится в Интернет, чтобы забронировать туруслуги самостоятельно.