Число официально зарегистрированных средств размещения в России за последние 15 лет увеличилось более, чем в два раза. Основной вклад внесли гостиницы - более, чем втрое. В два с лишним раза вырос и номерной фонд российских отелей. А вот санатории и другие специализированные средства размещения показывают куда более скромную динамику. Редакция Hotelier.PRO публикует в графическом виде данные, собранные Росстатом с 2000-го года.
Особенно это заметно на примере 2015 года, по итогам которого число средств размещения, зафиксированных Росстатом увеличилось почти на треть (+29,2%) или на 4,5 тысячи.
Специализированные средства размещения: санаторно-курортные организации; дома отдыха; базы отдыха; кемпинги; туристские базы; общественные средства транспорта, используемые как средства размещения (туристские поезда, круизные суда, яхты); наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, включая дебаркадеры.
До 2014 года этот сегмент номерного фонда практически не менялся, прирост (на 12,7%) зафиксирован лишь в 2015 году, что связано скорее с реконструкцией старых объектов, чем с запуском новых.
Напротив, номерной фонд гостиниц и других аналогичных средств размещения (мотели, пансионаты) с 2000 года постоянно прирастал, за 15 лет увеличившись почти в 2,5 раза.
Показательна динамика изменения числа ночевок: заметный рост произошел лишь в 2015 году (+27,2%), что скорее связано с выходом "из тени" значительного числа гостиниц, чем с какими-то качественными переменами на рынке внутреннего и въездного туризма. Стоит обратить внимание на тот факт, что число ночевок в специализированных средствах размещения, снижавшееся с 2000 по 2013 год, вновь начало расти с 2014 года. Судя по всему, как раз здесь фиксируется постепенная реанимация санаторно-курортной системы на фоне оживления внутреннего туризма.
Если же сделать некоторые обобщение, то получается, что
Число ночевок по годам (в тыс.)
Динамика изменения числа гостей российских средств размещения прекрасно показывает перемены в социально-экономической сфере. Устойчивый рост числа гостей в 2000-2008 гг (+43,3%), сменился резким спадом в 2009 году (-21% или на 21,8 млн человек!). С 2010 года число гостей вновь начало расти, но на докризисные показатели вернулось лишь к 2013-2014 гг. С 2015 года отмечен резкий скачок этого показателя (+29,2%), что опять-таки скорее следствие выхода отельеров "из сумрака", чем заслуга внутреннего туризма. На диаграмме также хорошо заметно, что загрузка специализированных средств размещения, в том числе ведомственного номерного фонда, в результате кризиса сократилась не столь резко.
Динамика изменения числа иностранцев, проживавших в коллективных средствах размещения также очень четко коррелирует с экономической ситуацией. Так в 2005-2007 годах прирост числа иностранных гостей в российских отелях был незначительным. В 2008-2009 гг. на фоне мирового кризиса произошел заметный спад. Далее, началось восстановление иностранного турпотока, чем скорее всего способствовала первый этап девальвации российской валюты: курс доллара к 2010 году вырос с 23 до 30 и более рублей. В 2015 году, после почти двукратного падения курса рубля, число иностранных гостей в российских средствах размещения резко выросло (+22%). Показательно, что подавляющее большинство иностранных гостей предпочитает классическую отельную систему проживания, практически игнорируя специализированные средства размещения.
Число иностранцев, разместившихся в коллективных средствах размещения (в тыс.)
Статистика, опубликованная Росстатом, не дает возможности оценить изменение числа гостей по целям поездок во время кризиса 2008-2009 годов, однако "крымский след" вполне заметен. С 2014 года статистика фиксирует постепенное снижение числа бизнес-туристов (-5%). Это связано, как с "войной санкций" так и с общим ухудшением экономической ситуации в стране. Впрочем, данная цифра находится на грани погрешности, особенно учитывая тот факт, что далеко не все средства размещения, где останавливаются бизнес-туристы, находятся в поле зрения отечественной статистики.
Число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, по целям поездок (в тыс.)
Как бы то ни было, а бизнес-туризм является важнейшей составляющей гостевого потока в российские средства размещения. На него приходится порядка одной трети всех гостей по целям поездки. Естественно доминирует обычный отдых (leisure-туризм). Заметной является и доля медицинского туризма, о развитии которого не так давно говорила министр здравоохранения.
Безусловно, аналитика, подготовленная редакцией Hotelier.PRO достаточно условна, так как использует только официальные данные Росстата. Однако уже по ней можно отследить некоторые тренды развития гостиничной индустрии России.
По мере появления новой статистической информации редакция Hotelier.PRO будет публиковать новые аналитические материалы, которые, надеемся, помогут отельерам составить более целостную картину происходящих в отрасли перемен, и, следовательно, более гибко реагировать на актуальные проблемы.