Автобусный выездной туризм серьезно просел в 2015-16 гг., но в этом году этот вид организованного туризма вновь растет. «Вестник АТОР» выяснял, как развивается этот рынок и как меняются тренды на рынке автобусных туров за рубеж.
ЛЕТО ВЫТЯГИВАЕТ РЫНОК АВТОБУСНЫХ ТУРОВ
«Оживление рынка выездного туризма в этом году коснулось и сегмента автобусных туров, поэтому интерес аудитории к таким путешествиям выше, чем в прошлом году», - делится своими директор по маркетингу Ирина Маштакова компании «Анкор». Впрочем, по ее словам, несмотря на повышение спроса и объемов продаж, докризисного уровня рынок все же не достиг, поскольку автобусные туры относятся в большей степени к бюджетному сегменту, а аудитория, ориентированная на него, как раз более всего пострадала от экономического кризиса.
С этим мнением согласна и Наталия Твердышева, директор по туризму компании "Туристический центр "ОСТ-ВЕСТ". Она акцентирует внимание на том, что особенно активно спрос рос именно весной, когда курс евро был наиболее выгодным. По ее словам, на экскурсионных турах люди сегодня экономят больше, чем на пляжном или детском отдыхе, и в связи с этим до выхода на докризисный уровень рынку автобусных туров еще далеко.
В летнем сезоне 2017 года зафиксирован 70%-й рост спроса на автобусные туры за рубеж по сравнению с прошлогодними показателями
По общим оценкам, в годы кризиса рынок автобусных туров упал в объемах практически на вдвое. Что касается динамики возвращения былых показателей в этом году, то туроператор «ТурТрансВояж» приводит следующую статистику: в летнем сезоне 2017 года зафиксирован 70%-й рост спроса на автобусные туры за рубеж по сравнению с прошлогодними показателями. При этом, по оценке компании, для возвращения к объемам докризисного периода не хватает как раз около 30%.
«Динамика спроса в этом году радует. Люди соскучились по Европе, а курс евро понизился. Многие хотят «переключиться», а автобусные туры - прекрасная возможность для этого», - уверена Елена Попова, генеральный директор компании «Старый Город».
ЧТО ГОТОВИТ ВЫЕЗДНОМУ АВТОБУСНОМУ ТУРИЗМУ ОСЕНЬ
Что касается прогнозов на грядущий сезон, то все опрошенные туроператоры автобусного выездного туризма рассчитывают на хорошую загрузку на осень и зиму. По словам г-жи Маштаковой, прогноз на осень по автобусным турам остается в рамках общегодового положительного тренда. Помешать хорошим продажам, впрочем могут сразу несколько различных факторов – от возможного роста курса евро до политических и экономических неурядиц.
Осенью популярны событийные автобусные туры в Европу - на Октоберфест или праздник молодого Божоле
В «ТурТрансВояж», в свою очередь, говорят о практически полной загрузке собственных осенних автобусных туров, особенно приуроченным к знаковым событиям типа Октоберфеста в Германии или праздника молодого Божоле во Франции. Остаются еще места на классические экскурсионные маршруты с посещением нескольких европейских стран, но и здесь отмечается хорошая глубина продаж и довольно высокий, по сравнению с прошлым годом, спрос – говорят в компании.
КАКИЕ ТУРЫ В ТОПЕ СПРОСА: КУДА ЕДУТ АВТОБУСНЫЕ ТУРИСТЫ
Спрос на конкретные направления и виды туров по большей части зависит от ассортимента предложений и ценовой политики туроператоров, а также от сезона, однако некоторые общие тренды можно проследить.
Все участники рынка отмечают, что предложения и спрос в сегменте автобусно-экскурсионных туров очень четко структурированы по сезонам.
Так, на весну и осень аудитория автобусных туристов стандартно выбирает именно экскурсионные туры по нескольким европейским странам – тем более что часть предложений экскурсионно-автобусных туров включает две и более стран в рамках одной программы. В летний сезон у туристов традиционно самым большим спросом пользуются экскурсионные туры с пляжным отдыхом, которые включают в себя и познавательную составляющую, и отдых у воды. В конце осени и начале зимы «комбинированные» предпочтения уходят.
С последнего воскресенья ноября начинается период Адвента – в тренде автобусные туры по предрождественской и рождественской Европе
«С последнего воскресенья ноября начинается период Адвента – а значит в тренде предрождественская и рождественская Европа. Здесь заметно больше интереса к странам, в которых традиции Адвента представлены наиболее ярко и красочно – это Германия, Австрия, Чехия, Венгрия. В Новый Год и зимние каникулы популярны разные европейские столицы и города. В целом в зимний период востребованы непродолжительные программы, в зимние каникулы – специальные предложения для детских групп.», - подчеркивает г-жа Маштакова из «Анкор».
Туроператор «ОСТ-ВЕСТ» тоже делает акцент на сезонные изменения в структуре спроса. По его данным, весной этого года хорошо продавались близкие направления: Чехия, Венгрия. С весны увеличились объемы продаж и по Франции. Летом хорошо идут продажи комбинированных туров с отдыхом в Греции и Испании, однако туроператор видит некоторое снижение спроса на Италию в этом сегменте.
У «ТурТрансВояж», наоборот, этим летом Италия показала абсолютный рекорд: по ней спрос даже выше, чем в докризисный период. Восстанавливается спрос на Францию как на основную страну в европейском направлении, отмечают специалисты компании. В летний период в традиционно высоком спросе на комбинированные туры (экскурсии + отдых на море или озерах) заметен и тренд повышения интереса к турам с осмотром норвежских фьордов и треккинг-турам с продолжительными прогулками по природным достопримечательностям.
В компании также выделяют и еще один любопытный тренд этого лета у своих туристов. По данным «ТурТрансВояж», спрос постепенно смещается от концепции «галопом по Европам» к «углубленным» турам по регионам одной страны.
Теперь многие предпочитают туры по одному или нескольким регионам одной страны, подробно изучая небольшие городки и деревеньки региона
«Уходит в прошлое популярность программ «5 стран за один тур». Туристы стали искушенными путешественниками: теперь многие предпочитают туры по одному или нескольким регионам одной страны, подробно изучая небольшие городки и деревеньки региона» - говорят в компании.
Не все игроки, однако, наблюдают такой явный тренд, однако они, в свою очередь, замечают и сдвиг автобусного туризма в сторону более высокоуровневого турпродукта в этом сегменте. «Люди предпочитают комфортные туры, дешевые почти не продаются. С удовольствием едут по неисхоженным направлениям - озера и города искусств Италии, небольшие города Германии и Франции, снова знакомятся с Чехией, открывают для себя и наших ближайших соседей – Грузию, Армению, Азербайджан и Узбекистан. Туры с посещением нескольких стран по-прежнему в топе спроса наших клиентов», - рассказывает г-жа Попова из «Старого Города».
КТО ВЫБИРАЕТ АВТОБУСНЫЕ ТУРЫ
Аудитория «автобусных туристов» довольно широка – от бюджетников до среднего класса, от людей зрелого и даже пенсионного возраста до молодежи, но она и здесь сегментируется по возрасту в зависимости от типа, направления, наполнения и продолжительности тура.
По данным компании «Анкор», туры на автобусе из Москвы больше привлекают молодежную аудиторию – до 30-35 лет, туры с ж\д перевозкой в Европу с размеренными программами – более финансово состоятельную аудиторию среднего возраста, а экскурсионно-насыщенные программы – интеллигентную аудиторию 60+», - в свою очередь подчеркивает г-жа Макшанкова.
Едет интеллигенция, «российский средний класс» - врачи, учителя, служащие. Много пенсионеров, людей без пары
«Едет интеллигенция, «российский средний класс» - врачи, учителя, служащие. Много пенсионеров. Автобусные туры - это пища для ума, эмоций. Много едет одиноких людей, мы всегда стараемся подобрать им пару при размещении, но даже при одноместном размещении для них это способ найти новых друзей. В автобусных турах время туриста хорошо организовано, и он не предоставлен самому себе», - отмечает г-жа Попова из «Старого Города».
У компании «ОСТ-ВЕСТ» похожая статистика: по их данным, в автобусные туры едут в основном люди среднего возраста, семейные пары и женщины без пар, интересующиеся экскурсионной составляющей тура и готовые к автобусным неблизким переездам.
СКОЛЬКО СТОИТ АВТОБУСНЫЙ ТУР
Средние цены в автобусных туров серьезно разнятся в зависимости от продолжительности и наполнения тура, можно лишь привести некоторые ориентиры. В целом, средняя стоимость автобусного тура стартует от 250-300 евро на человека, но очень сильно варьируется в зависимости от количества дней путешествия и набора входящих в тур стран.
Так, если у одного из игроков 9-дневный тур на автобусе из Москвы в Париж будет стоить 28 450 рублей + виза, то 10-дневый тур по Саксонии с отдыхом в горах – уже 61 700 рублей, включая поезд в Берлин.
У другого игрока непродолжительные туры по стоимости могут стартовать во время акций от 99 у.е., а стоимость экскурсионно-насыщенных 19-20 дневных программ приближается к 1500 у.е.
БУДЕТ ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТУРИСТЫ АВТОБУСНЫМ МАРШРУТОМ «МОСГОРТРАНСА» В ГЕРМАНИЮ
15 августа «Мосгортранс» открыл новое международное автобусное направление ‒ в Германию. Этот маршрут стал наиболее протяженным ‒ его длина превышает три тысячи километров.
По мнению операторов автобусных туров, потенциально этот анонс может привлечь внимание туристической аудитории лишь на фоне все более распространяющихся доплат за багаж при авиаперелете.
На рынке автобусно-экскурсионных туров это вряд ли как-то отразится, поскольку суть программ – именно экскурсионный пакет, а способ прибытия к точке начала маршрутам может быть разным, в том числе и на рейсовом автобусе.
Фото: Вестник АТОР