Сергей Рожнов. Это - завтра

Спорт делает человека произведением искусства. Тысячелетиями художники создавали сияющие миры, населенные богами и героями. Из века в век шлифовались пропорции и формы их тел.  Залы музеев приучили нас видеть в   идеальном теле атрибут избранных, сосуд безупречной красоты и силы, символ могущества и совершенства. Его обладатели - существа иного, более высокого порядка. Но сегодня спортом увлечено множество простых смертных. В играх и упражнениях день за днем они выстраивают себе богоподобные тела.  Стремление к красоте, силе и точности движений вплетается в будни, становится ординарной практикой. Совершенное тело более не привилегия богов. Художник не нуждается в эталонах антиков, - ближайший спортзал подобен Олимпу.

Сергей Рожнов, живописец из Санкт-Петербурга, несколько лет работающий в Гонконге, сохраняет впечатляющую верность спортивной теме. Для него спорт стал универсальным языком, который может раскрыть любой замысел, рассказать обо всем, что волнует и вдохновляет. Движение, жизнь, страсть, надежды и тревоги современности, поиски гармонии и смысла в мире, - все содержится и может быть высказано в изображении человека, погруженного в исполнение спортивных упражнений, ритуалов и правил. Для Рожнова спорт — усовершенствованная модель жизни, очищенная от случайного и преходящего.  Человек проживает ее, оставаясь максимально красивым и побеждая, вне зависимости от результата, от исхода поединка. Художник знает этот мир изнутри, испытал радость и эйфорию, трудности и разочарования которыми он наполнен. Его персонажи — отчасти герои, отчасти чудаки, полностью отдающиеся своим прекраснейшим играм. Он не персонифицирует и не сравнивает их, не выделяет фаворитов, - все они выступают как представители своего вида. Возможно, именно так выглядело бы человечество, если бы решило вернуться в первобытное райское существование, - радостно и бескорыстно резвилось бы среди дружественных стихий, познавая возможности природой данного тела.

Как рыбки, избежавшие сетей, парят в безоблачном небе бронзовые волейболисты. Вскинутые руки скорее приветствуют, нежели ловят и отбивают мяч, маленькой луной, зависшей над искристой полоской моря.  Его чудесное явление вызывает у игроков гамму восторженных эмоций, которые так непосредственно выдают их позы и жесты («Волейбол», 2016).  Движения пловцов и прыгунов в воду напоминают гребки и скольжения земноводных. Преодолев границу стихий, они превращаются в грациозных зооморфов, словно теперь вода - их родина. Линии тел преломляются, и в рисунке волн видятся колебания плавников и мерцание чешуи (цикл «Капсула», 2018). Девушки с ракетками в кущах наивного рая выглядят экзотическими цветами или птицами. А вот они на фоне заката многозначительно шлют друг другу волан как некое сакральное послание («Бадминтон» 2016; 2017). Степенные гольфисты следят за движением мяча по рельефу поля. Эти респектабельные мужчины с трогательной серьезностью играют в героев-первопроходцев, исследователей неземных ландшафтов («Розовый гольф», «Лимонный гольф», 2018). Щедрости солнца хватает на всех, вволю теплого воздуха и яркого свечения красок, напоминающего фильмы эры VHS. Просмотр работ Сергея Рожнова оставляет впечатление мира-орнамента, в который человек вплетается на равных правах со всеми прочими элементами, занявшими здесь свои места задолго до его появления.  Играя, постигая и превозмогая ресурсы своего тела, он ищет свое место в этой пестрой лоскутной композиции. Его цель — не доминировать, но быть частицей в потоке, нитью в ткани ковра, который без суеты ткут природа и время.

Образы гармоничного пребывания человека в мире не столь часты в искусстве сегодняшнего дня. Их появление сопровождается аурой ностальгии, словно точка возврата окончательно пройдена, и нам остается только с печалью оглядываться и переживать свою отлученность от естества, от детских радостей Эдема. Но персонажи Рожнова, увлеченные спортивными играми и упражнениями, всецело погружены в «здесь и сейчас» и не настроены тосковать о мифическом золотом веке. Могущество богов и доблесть героев, воспетые поколениями художников прошлого, переоцениваются как уходящие стратегии воцарения человека в природе. Утверждение эго, демонстрация силы и превосходства, - ценности минувших эпох, которые человечество провело, всецело занятое собой. Для бесконфликтного существования в мире требуется не превосходить, а быть на равных, - парить по птичьи, балансируя в воздушных потоках, изгибаться в такт течению волн.  Однако в этих экологических грезах человек отнюдь не возвращается к своим первичным биологическим настройкам. Его гармонизация с ритмами и орнаментами природы происходит в точке сегодня или, скорее всего, немного завтра. В спортивных идиллиях Рожнова примиряются и взаимопроникают фантазии мечтателей-пассеистов и мечтателей-футуропоклонников. Его персонажи естественным образом существуют в ими же созданной среде, которая более не воспринимается как искусственная. Если спорт, это игра в жизнь, ее усовершенствованная модель, то игровое пространство, - модель природы, симулятор Эдема. Сформированный дизайном и насыщенный технологиями, он   занимает свое место на поверхности планеты, заявляя о своем праве считаться живым и одухотворенным, как леса, горы и воды.

Стремительный прогресс, с каждым днем меняющий привычный распорядок жизни, вызывает не только энтузиазм, но и тревогу. Индустриальная революция сопровождалась антиутопическими видениями бунта машин, тотальной войны и экологического апокалипсиса. В них — исток множества фобий современного человека, впечатляюще визуализированных образами поп-культуры. В фантазиях двадцатого века подобные темы развивались в сюжетах поединка природы и машины, человека и искусственного разума. В их взаимоотношениях маячила опасная черта, переход которой грозил дегуманизацией, подчинением, поглощением. Решение видели в эскапизме и отказе от достижений прогресса, но на реальное воплощение этих спасительных рецептов решались лишь немногочисленные маргиналы. В резонансных версиях этого сюжета, созданных кинематографом рубежа 20-21 веков, для борьбы с машинизированной, враждебной природе цивилизацией используются самые дерзкие достижения науки и самые смелые технологии. 

Призывы к волевому развороту в направлении первобытной невинности сегодня кажутся утопией. Что, как не развитие технологий, поможет человеку залечить нанесенные природе раны, подружиться со стихиями, найти общий язык со всей живой планетой. Спорт в работах Сергея Рожнова — место пересечения природы и техносферы. Их вековой конфликт рассеивается по просторам спортивных сооружений. Пространства спортивных залов и фитнес центров с уходящими в преумноженную зеркалами даль рядами тренажеров, напоминают теплицы и лаборатории, в которых люди упорно и терпеливо выращивают сами себя, изучают свои возможности. Художник полон симпатии к их каждодневным усилиям. Взаимодействие с высокотехнологичным оснащением и продуманное стремление к физическому совершенству не сообщает им ни холодной расчетливости машин, ни унифицированной красоты богов. Художнику дороги особенности их телесного строения, - та шаткая платформа, с которой каждый начинает свой путь, - их эмоциональная вовлеченность, работа воли и старательная сосредоточенность. Ему важна их погруженность в поток жизни, в ее динамику, в ее спонтанный, сбивчивый рисунок, который врывается в рациональный дизайн спортивных залов-лабораторий шумными красочными торнадо. 

Точно и выразительно передавая движения, свойственные тому или иному виду спорта, художник не акцентирует объем и тяжесть тела, словно гравитация уже не властна над людьми, и жизнь на земле — не удел, а их собственный выбор. Спорт Сергея Рожнова — это образ человечества, которое готово меняться, искать и создавать для себя новые формы. Архаика, каноны классического искусства, передовой дизайн, какие-то случайные фактуры и образования, замешаны в зыбкий, подвижный субстрат, из которого должны кристаллизоваться новые «метаморфы». Сохранят ли они привычный облик человека, будут ли их характеристиками пол, возраст или раса, будут ли их формы завершены, зафиксированы или же изменчивы, рефлексивны, текучи, будут ли они обладать телом вообще? Мы мечтаем, фантазируем, тревожимся. Как же иначе, - предчувствие нового всегда будоражит. В работах Сергея Рожнова люди трансформируют себя, следуя своей вечной мечте: быстрее, выше, сильнее, - продукты технологий выглядят одухотворенными, а стихии природы безмятежными. Легкий, солнечный мир без агрессии и превосходства, - как можно не желать такого завтра!

Фото Сергей Рожнов

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Партнерский»

Август 15, 2023 - 16:03

Для российских туристов за рубежом проблема бронирования и оплаты услуг остаётся одной из основных, все решают её по-разному - и наличной валютой, и помощью друзей и коллег за рубежом, и заведением кредитных карт в дружественных странах. А работают ли какие-то кредитки российских банков за рубежом? Что слышно про UnionPay?

 

Май 30, 2023 - 13:04

Санкт-Петербург славится самыми интересными и нестандартными экскурсиями. В прошлом сезоне всем понравился совершенно новый вид времяпрепровождения — Игристый круиз по Неве, и он будет повторен  7 и 21 июня 2023 года

 

Апрель 21, 2023 - 20:38

Эко-курорт Летняя Золотица приглашает на весенние и летние программы на побережье Белого моря с наблюдением за животным миром Севера, а также рассказал об прошедшем экскурсионноым сезоне посещения бельков, детенышей тюленей на льду

 

Апрель 5, 2023 - 14:39

Предлагаем приключенческие игровые квесты , которые подойдут для выпускного или окончания учебного года. https://vk.com/vipuskniesp  https://spbkvest.ru/