Продвижение услуг гостиницы, а также бронирование номеров и сопутствующие услуги (например, авиабилеты) сегодня активно и успешно продвигаются многими компаниями в сети интернет. Сегодня, при помощи систем онлайн-бронирования можно найти нужный отель и в любом месте мира и забронировать там номер практически за пару минут. Не отстает от этих тенденций и Россия, хотя в ряде случаев это сопряжено для туристов с большими временными затратами. Тем не менее, прогресс не остановить и современные условия международного и региональных рынков заставляют гостиничные, авиа- и туристические компании (турагентства и проч.) инвестировать средства в развитие соответствующих своему времени способов реализации своих продуктов, быстрых и эффективных в плане прибыли. Для мировой практики стало серьезной проблемой вывести уровень технологий на уровень, который позволял бы клиентам гостиничных сетей бронировать номера и оплачивать услуги в действительной легкой и простой форме. Технологическая база на сегодня представляет автоматизацию офисных систем, компьютерное бронирование и т. п., однако действительно большое значение имеют сейчас непосредственно места сбыта услуг, а именно размещение объявлений на площадках порталов о туризме и гостиницах, аукционы на электронной основе и модули онлайн-бронирования с возможностями обратной связи и максимального контакта с потребителем. Сайты бронирования, вроде booking.com или hotels.su на данный момент являются действительно эффективными средствами продажи гостиничных услуг и порой дают 10 процентов загрузки отелей, приводя десятки и сотни новых клиентов. Устаревшие режимы бронирования сдают позиции По мнению исполнительного директора Управляющей компании "Комфитель сервис" Алексея Карпова - современные системы, реализующие онлайн-бронирование, дают возможность, как резервирования, так и оплаты гостиничных услуг круглосуточно в любой день, а процесс транзакции и закрепления услуги за клиентом происходит в реальном времени. Более того, зачастую благодаря онлайн-бронированию появляется возможность экономии, как для отелей, так и для клиентов: это частые дисконтные скидки, зависящие от сезона и доходящие порой до 30 процентов. Порталы онлайн-бронирования упрощают поиск подходящего человеку варианта в разы, так как на них собрана и постоянно обновляется информация о свободных номерах в гостиницах по всему миру. Для России, особенно для отелей, не предоставляющих на своём сайте достаточно информации, не размещающих модуль IBE или вовсе не представленных в интернете при помощи своего сайта это может оказать принципиальное влияние на загрузку, а туристам предоставить дополнительный выбор. Однако порталы, занимающиеся отелями, предоставляют различный уровень услуг. На сегодняшний день, на некоторых из них вы не сможете даже узнать о наличии свободного номера в интересующем вас отеле, не говоря уже о бронировании. Иными словами, это просто информационные ресурсы, где люди могут поделиться своим мнением об отеле, приобщиться к опыту других. Не стоит недооценивать значение таких порталов: сайты вроде TripAdvisor влияют и во многом определяют тенденции маркетинга гостиниц в интернете. Впрочем, все эти ресурсы претерпевают интеграцию и, скорее всего, в ближайшие годы бронирование будет доступно на любом таком портале. Информационная база Очевидным является тот факт, что чем больше база гостиниц какого-либо портала, тем более он будет полезен и, соответственно, популярен. У лидеров данного сегмента в информационных базах находятся сотни и тысячи отелей по всем миру, что дает их пользователям действительно широкие возможности. Тем не менее, наличие в базах данных хотя бы 100 различных гостиниц уже может дать ощутимый эффект и посещаемость портала. Современные условия гостиничного рынка в России пока не дают возможности формирования вышеуказанных баз без всяких препятствий, хотя постепенно они улучшаются. Дело в том, что крупные гостиничные сети не всегда готовы к тесному сотрудничеству с подобного рода порталами, либо они зарегистрированы в крупных зарубежных аналогах, либо и вовсе не испытывают недостатка в клиентах без применения сетевых технологий. В этой ситуации, сотрудничество может быть выгодным для не столь крупного бизнеса: региональных гостиничных сетей, а то и вовсе единичных гостиниц, мини-отелей и хостелов, — такие игроки рынка всегда нуждаются в новых клиентах и обычно ищут новые пути для их привлечения. Зачастую налаживанию связей с данным сегментом способствуют крупные выставки туристического и гостиничного бизнеса, проходящие в столице и привлекающие массу представителей со всей России. При формировании базы данных по гостиницам необходимо понимать, что наибольшим спросом будут пользоваться большие и малые гостиницы, находящиеся в популярных в плане туризма регионах. Такие заведения с готовностью контактируют с информационными порталами, а комиссия, предоставляемая за услуги поиска посетителей порой может составлять до 20 процентов от стоимости проживания. Учитывая российские реалии, это должны быть не очень дорогие заведения, ибо уровень доходов населения пока оставляет желать лучшего. Статьи расходов Следует понимать тот факт, что для запуска проекта, предоставляющего вышеоговоренный спектр услуг, необходимы какие-то средства. В среднем, это может обойтись в 100–150 тысяч рублей. Также не стоит забывать и постоянной поддержке проекта, это потребует еще порядка 10–15 тысяч рублей в месяц. Что касается поиска предприятий для занесения в базу, то изначально это может делаться лично, при помощи звонков и факсов. Однако если вы планируете выйти на серьезный уровень, даже в пределах региона или страны, рано или поздно нужно позаботиться о постановке этого процесса на автоматические рельсы, что, впрочем, не исключает обычный вариант прямого общения, так как в индустрии гостеприимства личные знакомства и контакты порой могут сыграть ключевую роль в успехе того или иного проекта. И конечно же, нельзя обойтись без call-центра, который позволит обеспечить главное — оперативность: экономия своего и чужого времени всегда была и будет считаться хорошим тоном. Теперь стоит упомянуть о прочих статьях расходов и резерве. Такие вещи, как ноутбуки для наглядной демонстрации клиентам каких-либо систем и расчетов, будут очень кстати. Это не только средство работы, но и своеобразный плюс к респектабельности компании. А что касается резервного капитала, он может понадобиться для самых разных нужд, например, для переселения клиентов в другую гостиницу, если была сорвана бронь, и других форс-мажоров. Пусть такие вещи случаются не часто, но они случаются, и нужно понимать, что от этого будет зависеть ваша репутация, а на этом экономить уже нельзя. Зато приятным бонусом в формировании расходов подобного рода предприятия можно считать необязательность арендовать офис. Создание и поддержка сайта может осуществляться с помощью аутсорсинга, а переговоры с будущими партнерами вполне можно проводить в их же гостиницах, а в иных случаях — и вообще удаленно. Отношения с партнерами Не пренебрегайте тратой времени на формирование правильной стратегии развития и всегда следите за выполнением своих обещаний. Часты случаи, когда те или иные порталы обещают гостиницам-партнерам сотни новых клиентов, не забывая при этом требовать высокую комиссию, однако дают либо меньший объём бронирования, либо вообще не приносят пользы, тем самым попадая в «черные списки», как нерентабельные. Для того чтобы избежать подобного рода ситуаций, нужно с самого начала позиционировать свои услуги, как высококлассные, и ни в коем случае не подводить партнеров. Необходимо интенсивное и экстенсивное продвижение вашего проекта в любых возможных формах, в особенности в Social Media, куда можно отнести сообщества по интересам, социальные сети, блоги и микроблоги (Facebook, LiveJournal, Blogspot, Twitter и др.). Помните, что если ваш ресурс дает менее 40 подтвержденных бронирований в месяц, смысла сотрудничать с ним практически нет, а в идеале этот показатель должен составлять 400–500 бронирований. Для этого может понадобиться либо много времени и собственных усилий (от полугода и больше), либо финансовые вложения в размере порядка 30 тысяч рублей, как минимум. Реклама портала бронирования, как и любого другого ресурса, связанного с гостиничным бизнесом, по данным аналитиков должна быть в том же формате, что и продукт, а именно — в цифровом. Это контекстная и медийная (баннерная) реклама, а также SEO продвижение. Забудьте про рекламные щиты на улицах и листовки на столбах. Еще одним эффективным способом может стать партнерская программа, но только в случае если вы готовы делиться своей прибылью, которая на первых порах может и не быть достаточно высокой. Обычно партнерские программы основываются на выделении процентов ресурсу, который привел клиентов, совершивших у вас бронирование, в размере кратном количеству клиентов. Так, например, за 30 клиентов это может быть 2 процента от общей суммы, за количество клиентов от 30 до 70 — 3, и так далее по нарастающей. Различные обучающие программы и семинары также могут стать прекрасным рекламным ходом и методов поиска гостиниц-партнеров, если конечно вы готовы их проводить. Подобные мероприятия удобнее всего организовать на региональных и всероссийских выставках, типа MITT, Интурмаркет или ExpoHoReCa, Travelexpo и т. п. Подводя итоги Сегодня проценты загрузки отелей, получаемые через системы онлайн бронирования в России колеблются от 1 до 10 процентов в среднем. Однако это далеко не предел, что ясно видно на примере Европы, где в некоторых гостиницах эта цифра достигает, только вдумайтесь, 70 процентов. Прогресс налицо. Гостиничный бизнес в Российской Федерации уже преодолел последствия кризиса и вполне успешно развивается, на рынке появляется множество как крупных, так и мелких игроков, в развитие постепенно вовлекаются и регионы, а управляющие компании все более ответственно подходят к поиску новых путей реализации своих услуг. В таких условиях системы интернет-бронирования с современными и удобными как менеджерам отделов бронирования, так и клиентам, модулями поиска и оплаты номеров имеют все шансы стать одним из главных каналов продаж. Вкупе с заявлениями руководства многих отелей и гостиничных сетей о планах по расширению и стремлении вкладывать деньги в инновации, это дает основания полагать о светлом будущем для российского рынка онлайн-бронирования. Краткие сведения о российском сегменте рынка: Объёмы рынка: н/д; Количество участников на данный момент: менее 10; Рентабельность проектов: от 30 процентов.