СЗРО РСТ подводит предварительные итоги летнего сезона 2011 г.

12 сентября 2011 г. прошло заседании Комиссии по въездному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Одним из главных вопросов повестки дня стало обсуждение предварительных результатов летнего сезона 2011 г. по итогам традиционного опроса игроков рынка, проводимого СЗРО РСТ. По мнению представителей туроператорских компаний, сезон 2011 г. по показателям пока отличается незначительно от аналогичного периода времени в 2010 г. «Касательно вопросов по сезону ничего отличного от прошлого года сказать не можем. 2011 г. соответствует 2010 г. Нет никаких изменений - ни по объёму, ни по финансам, ни по направлениям», - отмечает генеральный директор туристической компании «Коминтур» Алексей Тихомиров. 

Многие участники рынка согласны: действительно, никаких принципиальных изменений не последовало. Однако в рамках текущей экономико-политической ситуации в мире это вполне нормально. У некоторых из опрошенных нами фирм турпоток все же увеличился на несколько процентов, как и финансовые показатели, и это повод для оптимизма. 

Одной из главных тенденций сезона стал значительный рост индивидуального туризма, как российского, так и зарубежного. Доля индивидуального туризма по отношению к организованному постоянно повышается. Это явная мировая и европейская тенденция последних лет, которая в полной мере сказывается и на Петербурге, быстро развивающемся как центр европейского туризма. 

Также все большая доля сегмента обслуживания туристов переходит к крупным отелям города, которые предоставляют своему постояльцу любые запрашиваемые им дополнительные услуги, в том числе экскурсионные. Они, таким образом, становятся «новыми туроператорами».  

В связи с этим значительно более позитивно оценивают прошедший сезон отельеры. Для многих из них, как крупных, так и относительно небольших, лето 2011 г. было активным и достаточно плодотворным в части приема туристов. Однако некоторые отельеры подмечают, что сезон опять не был равномерным. 

«Июнь, как всегда, оказался самым активным месяцем по части заполнения номерного фонда отеля. Июль, по сравнению с 2010 г., показал более высокие результаты, в особенности, первая половина месяца. Август, к сожалению, не оправдал наши ожидания, и туристов в этом месяце по сравнению с показателями 2010 г. было гораздо меньше», - рассказывает генеральный директор отеля Shelfort Жанна Саргсян.

Что же касается музеев, то летний сезон 2011 г. они трактуют как успешный и сообщают об увеличении посещаемости, хотя цифры и неодинаковы. Так, общая посещаемость ГМП «Исаакиевский собор» в высокий сезон выросла в сравнении с 2010 г. всего на 1,6%. При этом соотношение граждан России и СНГ и туристов из дальнего зарубежья почти не меняется – 70% и 30% соответственно.

В то же время ГМЗ «Царское Село» сообщает, что в мае-августе 2011 г. общая посещаемость всех экспозиций составила чуть более 1 млн. 300 тыс. чел., что на 11% больше, чем за указанный период времени в 2010 г. При этом российских туристов побывало в «Царском Селе» на 15% больше, а иностранных – на 4,5%. «Это можно объяснить тем, что российские туристы, как правило, приезжают сюда на более продолжительное время и, в отличие от групп иностранных туристов, посещают не только Екатерининский дворец и парк, но и другие объекты музея-заповедника», - поясняет директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.

В осенне-зимнем сезоне 2011 г. и летом 2012 г. пригородные музеи-заповедники предполагают популяризовать новые экспозиции и увеличивать посещаемость прежде всего во вновь открывшихся парковых павильонах, на выставках и разнообразных парковых маршрутах

Несмотря на общую стабильность основных въездных направлений, некоторые участники опроса подмечают рост количества туристов из стран Скандинавии и Латинской Америки. «Становятся востребованными и интересными маршруты из разных стран мира в Россию через Прибалтику. А увеличению турпотока из стран Латинской Америки способствуют, в частности, соглашения о взаимном безвизовом въезде между Россией и многими странами этого региона», - комментирует генеральный директор ООО «Виа Ханса Санкт-Петербург» Вера Белявская.

Её слова подтверждает активность латиноамериканских средств массовой информации. В прошедшие выходные, 10-11 сентября 2011 г., члены и Исполнительная дирекция СЗРО РСТ принимали в Санкт-Петербурге съемочную группу аргентинского телевидения. Гости из Южного полушария снимали в Северной Венеции эпизод программы «Мировой отдых», посвященный богатой культуре и повседневной жизни петербуржцев. СЗРО РСТ надеется, что взаимное продвижение наших стран в СМИ будет способствовать налаживанию дружеских связей и увеличению турпотока.

Открываются новые рынки. К примеру, отмечается рост количества туристов из получивших право безвизового въезда в Россию Турции, Израиля и других стран (сейчас Россия имеет соглашения о безвизовом режиме с 98-ю государствами).

Однако по-прежнему основными посетителями музеев, по их данным, стали гости из США и стран Западной Европы (прежде всего Германии, Италии, Великобритании, Франции и Испании).

Взаимное ужесточение визовых правил между Россией и Германией сильно сказалось на статистике въезда немцев в Санкт-Петербург в I квартале 2011 г. Но хотя некоторые туроператоры и отельеры полагают, что при нынешней нормативной базе туристов из Германии может стать в 2012 г. значительно меньше, ситуация постепенно улучшается.

Кроме внутренних туристических факторов, на рынок въездного туризма в Санкт-Петербург оказывают серьезное воздействие и макроэкономические изменения. Директор «Лора Трэвел» Николай Уржумцев отмечает, что огромное влияние на благосостояние турфирм, принимающих иностранных гостей, оказывают колебания курсов валют. Если стоимость одного евро опустится ниже 37 руб., прибыли добиться будет практически невозможно.

В число позитивных факторов летнего сезона 2011 г., по мнению участников опроса, вошли незначительное снижение цен на размещение в отелях города, рост отельной базы, а также возрастающая популярность паромного сообщения и высокоскоростных поездов.

К предсказаниям будущего всегда нужно относиться с осторожностью, что и делают игроки рынка. Для фирм, специализирующихся на индивидуальном туризме, общий прогноз на зиму – осторожный. Несезон, по их мнению, будет слабым. Не вызывает у туроператоров завышенных ожиданий и летний въездной сезон 2012 г. Да, признаются некоторые, отдельные заявки уже поступают, но говорить о будущем лете даже в туманных выражениях пока рано.

Иное дело – MICE-туризм. Представители этого сегмента рынка, напротив, осторожно оптимистичны. С ними согласна часть отельеров, которая выделяет событийный туризм в одно из самых популярных направлений летнего сезона 2011 г. Безусловно, отели всегда с нетерпением ждут крупных международных и российских форумов, проходящих в Санкт-Петербурге; радует их представителей и прогресс в организации праздников в пригородах Северной столицы. Однако в ответах на вопросы звучали и пожелания к увеличению числа событий, которые могли бы быть интересны туристам.

Будущность традиционных туристических форматов вообще ставится игроками рынка под большое сомнение. Больше не является релевантным термином «турпакет» (туристы собирают свое путешествие, как мозаику, пользуясь специальными предложениями разных организаций), увеличится число онлайн-бронирований отелей, уменьшится количество обращений в туристические агентства и кассы продаж – вот только несколько нерадужных для «классических туроператоров» мнений. Один из участников сформулировал свою позицию максимально прямо: «MICE-туризм увеличивается, «чистый» - умирает».

Кроме делового туризма, на подъеме, по мнению игроков индустрии, находится круизный. Этому немало способствует рациональное использование возможностей Морского Фасада. «Круизники» продолжат расти и летом следующего года, согласны многие опрошенные.

Места в рейтинге факторов, способных помешать увеличению въездного турпотока в Санкт-Петербург в 2012 г., распределились после подсчетов следующим образом. Самыми проблемными игроки рынка признали по-прежнему достаточно высокую цену туристских услуг и недостаточное информирование о Санкт-Петербурге на международном рынке. На третьем и четвертом местах – визовые и миграционные формальности и транспортная загруженность города. Замыкают список экономическая и политическая нестабильность в мире, угрозы безопасности и уровень сервиса. Последними по значимости факторами в рейтинге участники опроса считают недостаточный событийный ряд и отсутствие новых продуктов или программ, хотя некоторые участники опроса ставили именно этот пункт на первое место.

Среди как глобальных, так и локальных задач, которые должны быть выполнены для увеличения турпотока в Санкт-Петербург, участники опроса выделили следующие:

-) «модернизация» туризма в Санкт-Петербурге в связи с неопределенным будущим его традиционных форм, активное внедрение новых технологий;

-) рост «возвратности»  Северной столицы как дестинации, значительное увеличение повторных посещений города за счет появления новых турпродуктов;

-) увеличение интенсивности продвижения брэнда города на международном рынке;

-) увеличение количества событий в городе, в особенности деловых мероприятий (симпозиумы, форумы, международные конференции);

-) определение и выработка разумного соотношения «цена/качество» в отношении туристского продукта;

-) развитие сети парковок туристических автобусов, улучшение транспортной доступности туристских достопримечательностей;

-) увеличение количества 3-хзвездочных отелей в Санкт-Петербурге;

-) принятие всех возможных мер по перераспределению турпотока на низкий сезон, и, как следствие, более равномерная заполняемость туристской инфраструктуры, музеев. Этого можно достичь за счет развития интересного событийного ряда, деловых мероприятий, новых «зимних» брэндов (Новый год и Рождество, Масленица в Санкт-Петербурге, свадьба или каникулы в Северной столице, и так далее). Интенсивная работа с регионами России может привести к росту числа российских туристов. Необходимо также продвигать город на новых рынках, в том числе тех, где сезон отпусков приходится на нашу зиму (Южное полушарие и Латинская Америка в частности);

-) для отелей - стабилизация и понижение стоимости коммунальных услуг, минимизация различных взносов, наличие фиксированных тарифов (как это уже практикуется в других европейских городах), не возрастающих каждый год.

Изложенные в настоящем документе итоги опроса являются предварительными. Полный отчет о результатах летнего сезона 2011 г. в Санкт-Петербурге СЗРО РСТ опубликует позднее

Другие новости по теме «События»

Октябрь 19, 2018 - 04:10

19 октября, в пятницу, в Центральном выставочном зале «Манеж» состоится встреча международного проекта CreativeMornings в партнёрстве с сетью финских супермаркетов PRISMA.

 

Октябрь 19, 2018 - 03:51

По официальным данным, в сентябре сектор туризма Доминиканской Республики зафиксировал 365 368 туристов-нерезидентов, прибывших в страну воздушным транспортом.

 

Октябрь 18, 2018 - 07:39

В Норвегии стартовала «осенняя сказка». Именно так называют открытие сезона ловли омаров.

 

Октябрь 18, 2018 - 07:21

С 16 по 20 октября пройдет первая и уникальная в своем роде выставка проекта «Художественный мост».