Находящийся неподалеку от финской границы город Выборг с уникальным средневековым замком, обширным парком Монрепо и богатым календарем событий – признанный флагман развития туризма в Ленинградской области. От районной столицы по-своему стараются не отстать и муниципальные образования Выборгского района, многие из которых обладают значительным потенциалом для увеличения въездного турпотока. Обменяться опытом и наметить дальнейшие пути сотрудничества выборжане и их близкие соседи смогли 27 июля на II Международной конференции «Развитие туризма в Выборгском районе», где побывали и представители СЗРО РСТ. Открывая встречу сообщением «Ленинградская область – регион гостеприимства», главный специалист Комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области Екатерина Бочарова отметила: Выборг – одна из самых динамично развивающихся дестинаций на территории области. Опыт города, особенно в сфере событийного туризма, нужно изучать и творчески осваивать.
Значимость туристского потенциала Выборга и Выборгского района подтверждается количеством присутствующих здесь туристских информационных центров. Из 11 ТИЦ, работающих в Ленобласти, в районе находятся два: информационно-туристский центр г. Выборга и инфо-центр Выборгского района «Выборг-гид» (НП «Женский ресурсный центр «Кристина»). В то же время Выборгскому району в сфере туризма предстоит ещё решить ряд задач, например, увеличить номерной фонд, указала представительница Комитета. На территории Выборгского района Ленинградской области должен за ближайшие несколько лет сформироваться полноценный туристский кластер – такую задачу поставило себе областное руководство, рассказала председатель комитета экономики и инвестиций администрации МО «Выборгский район» Надежда Людвикова. По статистике, в 2011 г. в районе побывали 675.420 туристов и экскурсантов, однако последних почти в два раза больше – без ночевок территорию посетили 477 064 человека. В том же году налоговые поступления от турфирм составили 3,1 млн. руб, от отелей – 23,1 млн. руб., от пансионатов и баз отдыха – 16,2 млн. руб. Администрация района четко понимает, какие виды туризм приоритетны для всей подведомственной территории, а какие – для района и города отдельно.
Так, и там и там планируется развивать туризм детский, молодежный и спортивный. Однако Выборг в то же время делает ставку на культурно-познавательный, событийный и водный туризм, а район – на сельский, рекреационный и экологический. Повысить туристскую конкурентоспособность дестинации в целом должна реализация программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории МО «Выборгский район» Ленинградской области на 2012-2016 гг.». Её основные задачи – развитие туристско-рекреационного комплекса (включая поддержку проектов городских и сельских поселений), повышение качества туристских услуг и продвижение турпродукта муниципальных образований. «Общий объем ресурсного обеспечения программы до 2016 г. по всем источникам финансирования составит 5,6 млн. руб.», - рассказала Надежда Людвикова. Роли туристских информационных центров в развитии сферы туризма территорий посвятил свое выступление руководитель пресс-службы Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев. ТИЦ – это своеобразный «туристский мультипликатор», сборный пункт учреждений и организаций сферы туризма на территории, опорная точка для всех местных игроков рынка, полагают в РСТ. Павел Румянцев рассказал о прошедшей в июне в Санкт-Петербурге, Выборге и Лаппеенранте конференции Ростуризма и СЗРО РСТ, на которой было принято принципиальное решение двигаться в сторону создания единой системы ТИЦ России. «Передовой опыт туристских информационных центров Выборгского района и, шире, Ленинградской области способен вывести их в лидеры процесса объединения, стать ориентиром для коллег из других регионов России и занять ведущие позиции при планируемом создании всероссийской Ассоциации ТИЦ», - отметил он.
О научном подходе к формированию концепции развития туризма на территории рассказал доцент кафедры маркетинга Высшей школы менеджмента СПбГУ Сергей Кирюков. Он масштабно обрисовал возможные стратегии, способные увеличить турпоток в регион, и основные целевые аудитории турпродуктов, предлагаемых городом Выборгом. По мнению Сергея Кирюкова, одна из основных задач – перевести так называемых «недотуристов» (однодневных экскурсантов) в категорию полноценных путешественников, проводящих в Выборге 1-3 ночи. Представитель научного сообщества также назвал перспективным привлечение в Выборг иностранных туристов, прибывающих в Санкт-Петербург, и россиян, следующих в Европу через Финляндию, в рамках комбинированных туров. Идею поддержала представитель финской «Компании по развитию региона Иматра» (KEHY) Екатерина Вехвиляйнен. Интерес финнов к Выборгу и Выборгскому району существует давно, однако есть целые области Финляндии, для жителей которых Выборг как туристическое направление совершенно неизвестен. Реализация спектра инвестиционных туристических проектов на территории регионов Южной Финляндии, участие в которой принимают порядка 300 предприятий индустрии туризма, открывает большие возможности для совместного ведения дел и взаимовыгодного сотрудничества с российскими коллегами. Выборгский район и пограничные финские области также могут совместно реализовывать проекты по развитию событийного туризма – например, создать общую программу джазового фестиваля «Иматра-Выборг», предположила Екатерина Вехвиляйнен. В продолжение инвестиционной темы о проекте создания автокемпинга «Малиновка» в Выборгском районе рассказал директор ОО «ВАРТ» (Выборгское агентство по развитию территорий) Вячеслав Бек. Ещё одна инициатива, которая должна обрести воплощение к лету 2014 г., – появление рядом с поселком Петровка в 17 км от Выборга Военного музея Карельского перешейка. «Коллекция музея собирается уже с 2000 г. Мы планируем, что внешнюю экспозицию составят подлинные и реконструированные фортификационные сооружения времен советско-финской и Великой Отечественной войны, а само здание музея будет стилизовано под бараки или блиндаж», - проанонсировал будущую туристскую аттракцию идеолог проекта, директор ООО «Историко-культурный центр Карельского перешейка» Баир Иринчеев.
Сформировать у жителей территории «туристское мышление» - это большая задача, успешность решения которой напрямую отражается на качестве пребывания туристов, их возвратности и, следовательно, экономическом развитии района, заявил в своем выступлении руководитель Северо-Западной общественной организации «Зеленый Крест» Юрий Шевчук. А директор Лужского социально-делового центра Тамара Толокнова поделилась с «северными соседями» опытом организации сельского туризма. По её наблюдениям, успешное развитие в районе сельских гостевых домов, хуторов и ферм произошло скорее «не благодаря, а вопреки»: необходим был эффективный способ вдохнуть новую жизнь в депрессивные поселения, которым и стал туризм. Вслед за Выборгом статус стратегического направления туризм постепенно получает и в некоторых муниципальных образованиях Выборгского района первого уровня. Таковы, например, Рощинское и Советское городские поселения, главы которых Валерий Савинов и Андрей Некрасов также приняли участие в конференции. В частности, Рощино взяло курс на развитие сельского и экологического туризма. В активе Советского – построенное инвесторами из Санкт-Петербурга американское ранчо «Белый шиповник» (своеобразная фольклорная деревня, только не в русском или скандинавском ключе, а в стиле Дикого Запада) и энергично продвигаемая усадьба Аль Кирьола, принадлежавшая семье Нобелей. В заключение конференции участники обсудили результаты первого этапа конкурса «Логотип-Выборг» и пришли к выводу, что пока ни один из представленных проектов городского логотипа не отражает полностью уникальность этого города как туристского брэнда.
Похоже, сегодня Выборгу хватает и историко-культурной самобытности, и масштабных событийных проектов, и существующих рынков. Среди ближайших задач – преодоление перевеса экскурсантов над «полноценными туристами», привлечение средств на реставрацию обветшавших городских достопримечательностей и дальнейшее раскрытие туристического потенциала муниципальных образований Выборгского района (представленного, кстати, в тот же день на городской площади Выборга на выставке-ярмарке «Выборгский променад»). Настрой организаторов конференции позитивен: решения будут найдены. И об этом мы, вероятно, услышим уже на III конференции «Развитие туризма в Выборгском районе» в 2013 году.