16 сентября более 260 специалистов приняли участие в традиционной конференции, которую на выставке «Отдых» провела Управляющая компания Сети ТБГ.
Интерес к мероприятию предопределила сложнейшая ситуация на туррынке. Сейчас и туроператоры, и турагенты вынуждены работать буквально на грани возможностей, поэтому обмен информацией об актуальных тенденциях очень важен. Предлагаем вашему вниманию репортаж с самыми яркими фрагментами конференции.
Конференция Сети ТБГ стала, пожалуй, единственным мероприятием деловой программы выставки, на котором собралось столько руководителей туроператорских компаний и директоров турагентств. В зале почти не было свободных мест.
Программу ток-шоу с участием первых лиц туроператоров в своем докладе сформулировала руководитель УК Сети ТБГ Татьяна Дмитрова. «Сегодня у нас насыщенный день. Основной вопрос на повестке дня – перспектива выживания турагентств как класса».
Но об этом – чуть ниже. Начало конференции по традиции было посвящено подведению итогов работы Сети ТБГ в летнем сезоне. Оборот за отчетный период составил 57 млн. долларов, что лучше результатов прошлой и позапрошлой зимы, но конечно меньше, чем в лето-2014 – на 25%.
Ток-шоу проходило по принципу панельной дискуссии. Организаторы выделили несколько тематических блоков, каждому из которых соответствовала своя группа экспертов.
Первый вопрос Татьяна Дмитрова сформулировала так: «Как изменится туррынок после законодательных реформ?»
Владимир Каганер (Tez Tour) ответил на него с позиции туроператоров: «Законопроект увеличивает финансовую нагрузку на участников рынка, но смертельного там ничего нет». Кстати, утверждение проекта во втором чтении ожидается уже в октябре.
Андрей Тюрин (ERV) выступил как представитель страхового сообщества. По его словам, нельзя сказать, что события в сфере регулирования туроператорского бизнеса развиваются по самому плохому сценарию.
Во-первых, сокращается количество самих туроператоров, а значит и риски страховщиков по обеспечению финансовых гарантий. Во-вторых, в законопроекте удалось скорректировать формулировку страхового случая: с абстрактного неисполнения обязательств со стороны туроператора, на прекращение деятельности. Это позволит страховщикам точнее рассчитывать риски, а значит, и облегчит выдачу фингарантий.
Александр Осауленко («Турпомощь») рассказал о том, какие сборы, вероятно, понадобятся для ведения агентского реестра, создать который предписано президентом России. По его словам, верхняя планка (5000 рублей в год) задана отчислениями, которые сейчас платят туроператоры. Минимальную планку предложено установить на уровне 1200 рублей в год. Чтобы войти в реестр агентство должно будет представить минимальный пакет документов – договор с туроператором, документы на офис и т.д.
Что в итоге получится – будет зависеть от законотворцев.
Со стороны агентств прозвучал резонный вопрос: почему бы сразу не прописать жесткие профессиональные требования к участникам реестра, помимо уплаты взноса? «Государство такие фильтры не будет создавать, их должны сформировать сами профессионалы рынка, и это – следующий этап».
И еще один вопрос – зачем тогда вообще понадобился агентский реестр? На него ответил Сергей Агафонов (МГП): «Реестр – это хоть какой-то барьер для входа на розничный рынок, мягкая альтернатива обязательному саморегулированию». По словам Сергея Агафонова, если бы поправка о СРО прошла, то агентам пришлось бы платить порядка 150 тысяч рублей в год, а это убило бы малый бизнес в регионах.
Следующий блок дискуссии был посвящен рискам туроператоров и, в частности, перспективам нишевых компаний.
Илья Иткин (PAC Group) отметил позитивную тенденцию. Из-за сокращения турпотока у туроператоров было меньше возможностей заработать, но это компенсировалось возросшей прибыльностью, так как игроки рынка оптимизировали программ
С этой точкой зрения согласился Дмитрий Арутюнов («Арт-Тур»): туров за 99 долларов и разрушительного демпинга не было, те, кто честно работал, смогли заработать.
Дмитрий Горин («Випсервис») обратил внимание, что летом закрылось 150 банков. В туризме крупных скандалов не отмечено, и в этом тоже позитив, так как возвращается доверие клиентов. Пользуясь случаем, эксперт вкратце пояснил, чего ждать от поглощения «Трансаэро» «Аэрофлотом». Есть надежда, что новая управляющая команда сможет создать оптимальную модель туристического перевозчика, востребованного на рынке.
В то же время Александр Цандекиди («Музенидис Трэвел») считает, что еще рано говорить о стабилизации рынка. По его словам, в туризме по-прежнему присутствуют компании, чья манера действий порождает вопрос: бизнесом люди занимаются или нет? А у авиакомпаний и аффилированных с ними крупных туроператоров по-прежнему слишком много самолетов. «У нишевых туроператоров сейчас больше шансов пройти этот период с минимальными потерями», – сделал вывод Александр Цандекиди.
Увидев, что мнения расходятся, агентства заволновались. «Мы очень хотим услышать от вас правду», – заявила Виктория Репина («Кариатида»)
После этого эксперты стали откровеннее в своих прогнозах. Дмитрий Горин («Випсервис»), например, призвал готовиться к неизбежному десятипроцентному повышению цен на перевозку со стороны регулярных авиакомпаний.
Еще одна острая тема – перспективы терминальных платежей и возможные альтернативы. Ирину Федину («ВЕДИ ТУРГРУПП») очень взволновал вопрос – насколько легитимны такие альтернативы и чем они отличаются от «желтых ящиков» – терминалов для приема платежей?
Александр Лобанов (Oblako.Travel) обратил внимание, что участники рынка платежей должны привести свою работу в соответствие с возросшими требованиями Центробанка. По его словам, сервис Oblako.Travel абсолютно легален и прозрачен с точки зрения регулятора.
О соответствии регулирующим требованиям говорил и Станислав Мельников («Аппекс»). По его словам, до 65% платежей между туроператорами и агентами шли именно через терминалы. «Мы делаем процесс платежей чище и красивее», – отметил г-н Мельников.
Далее возникла дискуссия, насколько «белой» является такая схема оплаты для турагента, которому надо как-то обосновать платеж. Сошлись на том, что «белее» безналичной оплаты через банк ничего нет. Но эта привычная схема имеет очевидные недостатки – ей проблематично воспользоваться, когда турист хочет купить горящий тур накануне выходных. А это значит, что альтернативные варианты платежей будут востребованы.
Заключительный блок тем на конференции был посвящен оптимальному ассортименту на зиму: что меняется с учетом падения покупательной способности туристов?
На этот вопрос ответил Дмитрий Шевченко (ICS Travel Group). По его словам, необходимо увеличивать долю бюджетного продукта. Причем у туристов обязательно должна быть возможность выбрать отели с all inclusive или хотя бы полупансионом. Авиаперевозку туроператоры будут стремиться контрактовать по туроператорским тарифам, с минимумом рисков.
Артур Мурадян («Спейс Тревел») считает, что какое-то время потребители еще будут планировать свой отдых, ориентируясь на привычную планку комфорта. Однако с каждым месяцем делать это становится все сложнее. Вывод такой – агентствам надо усиливать подготовку кадров. Продавать станет труднее, клиентам придется объяснять, почему растут цены. Возможно, как-то поможет переориентация туристов на другие, ранее незнакомые им направления.
Этот подход поддержала Оксана Люлинцева («Данко»). Ассортимент, по ее словам, не должен ограничиваться Турцией и Египтом. Туристам надо предлагать сложные маршруты, которые затруднительно спланировать самостоятельно. Только опыт и знания менеджеров позволят удержать клиентов.
Тему подготовки кадров в своем выступлении развил Тарас Кобищанов («Русский Экспресс»). На его взгляд, многие сотрудники турагентств вообще не умеют продавать, ограничиваясь функцией бронирования. «Турагентство – это сервисная компания, ищите менеджеров, у которых будут гореть глаза. Важно, чтобы они любили клиентов, не уставали от жизни, только в этом случае они смогут продавать».
http://www.hotline.travel/Konferentsiiivystavki/146486/turizm_na_grani_v...