Вывод на рынок нового турпродукта – дело всегда непростое и чрезвычайно рискованное. Часто приходится действовать путем проб и ошибок, особенно если хочется получать не только прибыль, но и удовольствие от процесса. Как пытается совмещать приятное с полезным фирма «Гастроном-трэвэл», увидели 4 августа руководители фирм-членов СЗРО РСТ на кулинарной экскурсии «Советское застолье» в рамках проекта «Субботний вечер с РСТ». Санкт-Петербург – город не только богатой истории и культуры, но и разнообразных пищевых традиций. Здесь рестораны императорской русской кухни соседствуют с уютными чайханами «для своих», а изысканные деликатесы из гастрономических бутиков могут оказаться на одной кухне с прославленной ленинградской корюшкой.
Не воспользоваться таким разнообразием возможностей в туристических целях посчитал преступным основатель фирмы «Гастроном-Трэвэл» Михаил Долбня. Молодая, но амбициозная компания, недавно вступившая в Российский союз туриндустрии, предлагает «увлекательные, познавательные и весьма сытные приключения» - гастрономические туры различного формата. Путешественники посещают специально отобранные заведения, где их не только угощают аутентичной национальной (русской, украинской, кавказской, восточной и так далее) кухней, но и рассказывают о кулинарных традициях народов бывшего СССР. Дегустации перемежаются пешими экскурсиями, во время которых можно не только нагулять аппетит, но и узнать много новых подробностей о «вкусном» Петербурге. Темой второго, гастрономического «Субботнего вечера с РСТ», стало «Советское застолье». Напомним, «Субботний вечер» - это новый проект Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии, цель которого – представить туристическому сообществу Санкт-Петербурга и Северо-Запада новые, недавно появившиеся на рынке продукты, заслуживающие внимания. Руководители предприятий-членов РСТ сначала выступают в роли туристов, испытывая продукт на себе, а затем комментируют его привлекательность, жизнеспособность и, в конечном итоге, коммерческий потенциал.
Ранним субботним вечером над станцией метро Горьковская разразился настоящий ливень. Но никто из профессионалов туриндустрии не отступил – и как только тургруппа вышла из-под навеса и решительно направилась в Александровский парк, сопровождаемая генеральным директором «Гастроном Трэвэл» Михаилом и гидом Ильей, дождь почти тотчас же стих. «Основная цель нашей экскурсионной прогулки – не просто познавательная, а познавательно-кулинарная: мы будем нагуливать аппетит», - предупредил коллег Михаил. Действительно, перегрузить собравшихся экскурсионной информацией задачи не ставилось. В ровном темпе прогуливаясь по парку, участники «Субботнего вечера» слушали рассказы о жене родоначальника Петербургского зоопарка Софье Гебгардт (которая не только продавала замечательные вафли, но и придумала бизнес по их доставке на дом) и бегемотихе Красавице, пережившей войну и блокаду уже в Ленинградском зоопарке благодаря кормежке из опилок и клейстера. Несомненный интерес как этнографического, так и потребительского толка вызвало посещение торгового центра «Сытный» (он же Сытный, а ранее – Обжорный рынок). Здесь до сих пор в особой среднеазиатской печи пекут лепешки и самсу, а торговцы из бывших братских республик предлагают овощи, фрукты и особенно пряности, которых не купишь в сетевых гипермаркетах. И даже в Самарканд ездить не нужно.
Пройдя неширокими улочками Петроградской стороны и узнав несколько малоизвестных городских легенд, профессионалы турбизнеса оказались неподалеку от станции метро «Чкаловская», где их ждала вторая часть экскурсии – сытная. Правда, в квартире, куда поднялись, участники «Субботнего вечера», не обнаружилось ни пионерских галстуков, ни гипсовых бюстов Ленина, ни даже чешского хрусталя. Зато по широкоэкранному телевизору шли «Джентльмены удачи», а на столе красовались классические советские закуски – тазики салата оливье, винегрет, сырно-колбасная нарезочка. Запить всю эту хрущевско-брежневскую роскошь можно было морсом, крымскими винами и другими традиционными напитками эпохи.
Пока гости угощались, генеральный директор «Гастроном-Трэвэл» Михаил начал рассказ об особенностях советской кулинарии. Прошлись по истории учреждений общественного питания в Советском Союзе, о том, как в кулинарию пришли женщины, об изобретательности советских хозяек, которые в условиях дефицита не брезговали даже фаршем из нутрии, и о том, как удалось избежать «советизации» кухне Кавказа и республик Средней Азии. «Столовавшиеся» не только внимательно слушали «лектора», но и задавали ему непростые вопросы, а то и вступали в полемику, не забывая, впрочем, активно подкрепляться. Вероятно, самой веселой частью вечера стала лепка пельменей. Облачившись в фартуки и специальные шапочки, профессионалы турбизнеса начали с разной степенью кулинарной сноровки хватать ложками фарш и засовывать его в кусочки теста. В процессе беседовали об актуальных проблемах турбизнеса, планах СЗРО РСТ и дефиците квалифицированных кадров. В итоге по форме пельмени получились совсем не советско-единообразными, а очень даже либерально-плюралистскими. В любом случае, массу удовольствия, по-видимому, получил каждый. Пока пельмени варились, начался серьезный разговор о перспективах продукта, предлагаемого «Гастроном-трэвэл». И, надо сказать, у руководителей турфирм нашлось немало замечаний. Первое – отсутствие в продукте цельности. «Экскурсионная составляющая, безусловно, пока достаточно сырая.
Рассказ идет о петровской или царской России, в то время как клиент подсознательно хочет оказаться именно в советской атмосфере – на это он настраивается, за это готов платить деньги. Необходимо найти больше интересных фактов, посвященных XX веку, поработать с архивами, четко текст экскурсии прописать», - заметила директор Северо-Западного отделения РСТ Татьяна Гаврилова. В то же время она положительно оценила попытку гида вступить в живой контакт с экскурсантами, получить обратную связь. «Интерьеры квартиры, в которой происходит застолье, также необходимо сдвинуть в сторону большей аутентичности, даже если это покажется заходом в китч. Для многих иностранцев «русское» по-прежнему означает «советское», и этим нужно пользоваться, если таков запрос клиента», - указал руководитель отдела приема компании «Солвекс-Турне» Станислав Берианидзе. По его мнению, вдохновения можно набраться, посетив несколько ресторанов и баров в советской стилистике, которых в городе вполне достаточно. Ещё один повод для дискуссии – оптимальное количество туристов в экскурсионной группе. Сейчас их не больше десяти, однако это резко снижает рентабельность и делает пренебрежимо малой комиссию туроператора или агента, сделала вывод генеральный директор турфирмы «Экста Лтд» Любовь Смирнова. А продавать продукты исключительно «из любви к искусству» - прямо скажем, не слишком удачный бизнес. В то же время хочется сохранить атмосферу дружеского общения, которая возникает в небольших группах, заметил «идеолог процесса» Михаил Долбня. На прощание руководитель «Гастроном-Трэвэл» вручил всем участникам «Субботнего вечера» небольшие подарки – солонки и перечницы из бересты.
Как гласит расхожее выражение, ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Так же и ни одно новое начинание не остается без критики в свой адрес. Но «Советское застолье», организованное «Гастроном-трэвэл» и СЗРО РСТ, стало отличным способом сделать критику конструктивной, дать молодой фирме несколько «ценных указаний» по совершенствованию продукта – между прочим, первого в своей нише в Санкт-Петербурге. Кулинарные туры продолжат развиваться и совершенствоваться, и мы надеемся, что в будущем Петербург сможет по праву называться не только туристической столицей России в целом, но и столицей российского гастрономического туризма. Ведь первый шаг в этом направлении в любом случае сделан.