Продукт культурного туризма во всем мире продолжает оставаться одним из самых востребованных – при условии, что он регулярно обновляется и адаптируется к запросам новых поколений путешественников.
Справедливость этого мнения доказали мероприятия VI Санкт-Петербургского международного воркшопа, с успехом прошедшего в блистательных интерьерах «Талион Империал Отеля». Рабочая встреча – совместное «детище» Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии и Ассоциации представителей национальных туристских офисов в России (АНТОР), которое традиционно начинает годовой цикл отраслевых выставок и мероприятий в Северной столице. Уже в шестой раз профессионалы туриндустрии Северо-Запада получили возможность напрямую наладить полезные деловые связи и узнать о новых продуктах и предложениях, которые за прошедший год появились у зарубежных и российских дестинаций, туроператоров, отелей, перевозчиков и других компаний сферы туризма и гостеприимства. Откликаясь на запрос турсообщества региона, в 2012 г. организаторы задали воркшопу глобальную тему – эффективное взаимодействие индустрий туризма и культуры.
Рабочей встрече предшествовал круглый стол «Туризм и культура: перспективы сотрудничества». Высокую актуальность его темы подтверждает простой факт – в «Золотой гостиной» отеля, где проходила дискуссия, не хватало места для того, чтобы поставить новые стулья. Слушатели располагались даже в соседнем зале, откуда спикеров тоже было слышно! Упускать выступления было никак нельзя – своим видением проблематики делились известные эксперты: заведующий кафедрой рекламы факультета прикладных коммуникаций ВШЖиМК СПбГУ Алексей Чечулин, начальник сектора туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа Ольга Архипова, и.о. директора и декан факультета экономики НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Гордин, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова. «Подобные встречи – не только повод поговорить о существующих «болевых точках», но и возможность вместе поискать такие решения самых острых проблем, которые приемлемы для всех сторон», - уверен Валерий Гордин. В полдень в торжественной обстановке зала «Империал» VI Санкт-Петербургский международный воркшоп начал свою работу.
В церемонии открытия приняли участие директор Представительства Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая Сергей Канаев, начальник Управления развития туризма и народно-художественных промыслов Вологодской области Павел Смирнов, заместитель министра экономического развития Республики Коми Ольга Конакова. Высокие гости пожелали участникам и посетителям воркшопа плодотворной работы на такой представительной и уникальной для Северо-Западного региона площадке, как Международный воркшоп АНТОР и РСТ. Судя по всему, их пожелания упали на благодатную почву – по подсчетам Исполнительной дирекцией, в 2013 г. мероприятие посетили свыше 300 человек, представлявших туроператоров и турагенства, гостиницы и отельные сети, высокотехнологичные компании в сфере туризма и отраслевые массмедиа.
География посетителей также была максимально широка – от регионов Северо-Запада и Центральной России до Колумбии и Казахстана. В этом году на их вопросы отвечали 32 экспонента – национальные туристские офисы, зарубежные отели и туроператоры, представительства регионов России. Новыми предложениями и планами сотрудничества поделились традиционные участники воркшопа – представительство Минтуризма Доминиканской республики, Совет по туризму Каталонии, Польская туристическая организация, Центр развития туризма Эстонии, Бюро Советника по туризму Венгрии в РФ. Один из новых участников, вызвавший большой интерес петербургских турпрофи, - Национальный марокканский офис по туризму в России и СНГ. «Видно, что мероприятие – знаковое для петербуржского рынка и способно расшевелить турсообщество», - отмечает глава марокканского представительства Самир Сусси Риах. «Люди интересуются нашим продуктом, и уже в первой половине дня мы смогли установить перспективные и многообещающие контакты», - делится Светлана Персиц, представитель компании Avis в Санкт-Петербурге, которая также принимает участие в воркшопе впервые. Директор представительства Proexport Columbia Андрей Агреда приезжает на Санкт-Петербургский воркшоп уже во второй раз. Больше всего ему нравится формат презентации в рамках «Академии АНТОР». «Академия» - это серия выступлений представителей национальных турофисов, зарубежных средств размещения или туристских проектов. Но концепция принципиально отличается от рекламной: выступающие не пропагандируют отдых в своих стране или отеле, а рассказывают о новых методах привлечения туристов, используемых турбизнесом и властями дестинаций. Тема «Туризм и культура» задала на этот раз тон практически всем выступлениям.
Советник по туризму Венгрии в РФ Михай Араньошши рассказал о роли проекта «Cultural Port» в развитии туризма Будапешта. Агния Наст из Центра развития туризма Эстонии убедительно продемонстрировала слушателям, что совмещать в этой уютной прибалтийской стране деловой и культурно-познавательный туризм не только можно, но и нужно. И даже представители офисов таких, казалось бы, «пляжных» направлений, как Доминикана и Дубай, в своих выступлениях отметили, что каждая дестинация обладает и богатым культурным потенциалом. Что уж говорить о Северной Греции, где отель может располагаться рядом с легендарной горой «Олимп»! О том, где и как правильно наслаждаться античностью, рассказал генеральный директор УК Cronwell Management Алексей Мусакин. Отдельным блоком выступили представители регионов Северо-Запада России, чье культурное наследие крайне богато, а туристический потенциал неоспорим. Начальник отдела развития МБУ «Центр развития туризма «Красная Изба» Андрей Васильев озвучил 11 причин побывать в Великом Новгороде в 2013 г., а представители «Карты Гостя Санкт-Петербурга» Анна Мошнякова и Владислав Попов порассуждали о том, как сблизить культурную и туристскую составляющие отдыха в Санкт-Петербурге.
Андрей Васильев из «Красной Избы» высоко оценивает прошедший воркшоп: «Мероприятиями и их результатами мы очень довольны. Удалось и пообщаться со старыми партнерами, и познакомиться с новыми людьми, поговорить по поводу продвижения наших проектов. Сотрудники турфирмы «Волхва», приехавшие вместе с нами из Великого Новгорода, по их словам, тоже провели много встреч и получили полезные контакты – и по приему, и по отправке туристов». Внимательный читатель может воскликнуть: как же можно говорить об успехе, если количество посетителей, судя по официальным цифрам СЗРО РСТ, сократилось? Ведь в 2012 г. организаторы отчитались о 450 профессиональных гостях. Во-первых, в этом году была использована иная методика подсчета, когда фиксировались лишь посетители, реально пришедшие на встречу – неважно, зарегистрированные или нет. Во-вторых, по словам директора Северо-Западного отделения Союза Татьяны Гавриловой, некое снижение интереса действительно чувствуется.
«Не секрет, что последние годы ходит много разговоров о постепенной «гибели» традиционных форматов – масштабных выставок, воркшопов, презентаций. Такая тенденция действительно существует по всему миру», - отмечает она. Тем не менее, отзывы участников и посетителей свидетельствуют, что Санкт-Петербургский международный воркшоп продолжает оставаться полезным и интересным для сообщества, «будит» его, заставляет оторваться от компьютеров, чтобы получить информацию из первых рук. То, что профессионалы сами вносят «рацпредложения», предлагают к следующей рабочей встрече делать различные тематические сегменты – хороший знак, полагает директор СЗРО РСТ. Организаторы учтут предложения отрасли, и VII Санкт-Петербургский международный воркшоп станет ещё более эффективной и привлекательной площадкой для взаимодействия игроков рынка, заинтересованных в том, чтобы все формы туризма на Северо-Западе активно развивались.