Владимир Васильев, президент НП «Ассоциация малых гостиниц Петербурга», член правления Российской гостиничной ассоциации
-Правовой статус малых гостиниц Петербурга до сих пор не определен, и из-за этого у операторов «малого сектора» гостиничного бизнеса возникает немало проблем. Еще шесть лет назад мы разработали законопроект, представили его профильному управлению в Смольном, в общественный совет по развитию предпринимательства при губернаторе Петербурга и в ЗакС. Изначально возникли возражения у юристов: юридический статус малых гостиниц, говорили они, надо закрепить в федеральном законодательстве. Этот вопрос мы решили, предложив вместо гостиницы другое понятие – «Малое средство размещения», в которое включили меблированные комнаты, хостелы, малые гостиницы...
Однако движения как не было, так и нет. Четкий правовой статус малых гостиниц дал бы нам многое. Во-первых, он в принципе узаконит существование на рынке малых средств размещения для гостей города. Во-вторых, будет определено, где могут, а где не могут размещаться малые гостиницы. Сейчас из-за этого иногда возникают споры. Например, гостиница в общепринятом смысле слова должна размещаться (согласно законодательству) только в нежилом фонде. С другой стороны, в жилом фонде - а мини-отели размещают не только в отдельных зданиях, но и в бывших коммунальных квартирах, во флигелях и так далее - законом разрешена предпринимательская деятельность, за исключением производственной и складской.
Этот юридический казус – основной наш камень преткновения. И возник он, потому что, когда принимали законодательство о предпринимательской деятельности, никаких «малых гостиниц» еще и в помине не было. Да, из-за размещения гостиниц в многоквартирных домах иногда возникают проблемы во взаимоотношениях с их жителями. Это вопрос очень щекотливый, но когда мне говорят о проблемах с населением, хочется спросить: а предприниматели – это разве не население? В законе все просто: если тебе не нравится «сосед», если он шумит, мешает - иди в суд. Мне приходилось быть свидетелем конфликтов такого рода, и, надо сказать, в некоторых случаях причиной жалоб была элементарная зависть, или же просто привычка людей писать куда угодно. Бывают и действительно вопиющие случаи.
Например, в прошлом году обнаружили в каких-то комнатах бордель. Но, простите, какое отношение к этому имеют малые гостиницы? У нас свой бизнес. И вообще, сложно поверить, что о существовании подобных заведений не знают правоохранительные органы. Проверить сигналы от населения – задача проще простого. И если где-то подобные заведения работают, значит, они никому не мешают. …Сегодня переоценить значение сектора малых отелей для сферы гостеприимства города на Неве сложно: не все туристы хотят и могут жить в больших гостиницах. Многие жаждут приватности, индивидуального подхода, домашнего уюта. Эта сфера, несмотря на сезонный характер, развивается динамично. Судите сами: в 1993 году в Петербурге было 25 малых гостиниц, сейчас с учетом пригородов – свыше тысячи малых средств размещения: гостиниц, меблированных комнат, хостелов. За последние десятилетия качество услуг, предоставляемых малыми гостиницами, значительно повысилось: основная задача отельеров – предоставить качественную услугу гостям.
Мы, операторы малого гостиничного бизнеса, надеемся на то, что городские власти и в дальнейшем будут работать на то, чтобы сделать город более привлекательным для туристов. На то, чтобы они возвращались к нам снова и снова. Санкт-Петербург – это наш город. Для нас важно, чтобы цель, которую мы поставили более 10 лет назад – сделать малые гостиницы визитной карточкой Петербурга, – была достигнута на благо города и его гостей.