Германия, Швейцария, Франция, Израиль, Австрия давно стали лидерами в области медицинского туризма. Вот уже 20 лет клиники этих и других стран принимают пациентов из России, причем сегодня для многих медицинских центров российский клиент - приоритетный. Медицинский туризм начал также активно развиваться в Азии и на Ближнем Востоке, где можно найти аналогичные услуги по более доступной цене. Корреспондент РИА.Туризм Людмила Титова выяснила, как выбрать клинику или курорт, чтобы не навредить своему здоровью. Начните с cheсk-up Одна из основных проблем, с которой сталкиваются турфирмы, занимающиеся отправкой клиентов на лечение в зарубежные клиники, - это неточный диагноз. Клиент приходит в фирму уже с готовым обследованием, его отправляют в зарубежную клинику, но на месте оказывается, что диагноз неточный, а то и вовсе неверный. "С неверным диагнозом приходит около 70% клиентов. Поэтому часто так случается, что лечение не помогает или приходится делать повторную диагностику. Мы всегда рекомендуем нашим клиентам не тратить месяц на хождения по поликлиникам и больницам, а поехать на два-четыре дня в Европу и провести обследование там", - сообщил генеральный директор компании "Златые врата" Марк Слонимский. По его мнению, диагностику можно легко сочетать с отдыхом на море или с экскурсиями. В иных случаях можно всего за один день пройти экспресс-диагностику. К примеру, в клиниках Чехии такое обследование стоит 1 тысячу евро. "Мы всем клиентам предлагаем пройти cheсk-up - скрининг здоровья. Есть разные виды такого обследования - для женщин, мужчин, детей, для разных возрастных групп и заболеваний разной тяжести. Это услуга очень популярна, так как быстро, качественно и без стресса пройти диагностику в России очень сложно", - считает генеральный директор компании "Медассист" Людмила Курмачева. Туроператоры призывают своих клиентов проходить диагностику за рубежом при малейшем подозрении на онкологию. "По онкологии бывает больше всего обращений, но проблема в том, что у нас зачастую заболевание обнаруживают уже на третьей-четвертой стадии, когда трудно чем-то помочь. В Европе онкологию диагностируют на 1-2 стадии", - говорит Слонимский. Вредные рекомендации Многие клиенты приходят в турфирму уже с конкретным запросом: знают, куда ехать и сколько это стоит. Как правило, с такими клиентами у компаний сложностей не возникает. Но есть другой контингент, который выбирает клинику по рекомендации друзей или рекламе в интернете. "Рекомендации бывают совершенно случайные. К примеру, кто-то был за границей, сломал руку и попал в клинику, где ему очень хорошо и быстро все сделали. И он на этом основании рекомендует клинику своим друзьям, у которых проблемы, не связанные с травматологией", - говорит Слонимский. В связи с тем, что в последние годы медицинский туризм стал настолько популярен, что предложений невероятное количество, причем большая их часть поступает из интернета. Однако эксперты рекомендуют относиться к такой рекламе с осторожностью. "Клиенты находят клинику по интернету, самостоятельно связываются с администрацией, ищут врача. И очень часто на месте сталкиваются с тем, что их пребывание там не организовано, они находятся в полном информационном вакууме. У них возникают серьезные проблемы с оплатой, особенно если на месте выясняется, что у них другой диагноз и требуется доплата за сложную операцию. Возникают ситуации вплоть до лишения визы", - признает Курмачева. В отличие от массового туризма, где опытному путешественнику организовать самостоятельный тур можно легко и без особых рисков, в медицинском туризме все может оказаться куда серьезней. Как правило, специалисты компании, которая направляет клиента за рубеж, ведут его до окончания поездки: организуют выезд родственников, если это потребуется, решают финансовые проблемы, связанные с возвращением неизрасходованных средств с депозита, и многое другое. Что важнее - клиника или врач Недавно компания "Златые врата" провела опрос среди своих клиентов с целью выяснить, что для них важно при выборе врача. "Мы были удивлены, когда поняли, что ни одного респондента не интересовал вопрос, есть ли у врача сертификат. А ведь за рубежом, в отличие от нашей страны, именно сертификат является действительным подтверждением высокой квалификации специалиста и клиники", - обращает внимание Слонимский. Во всех зарубежных клиниках, независимо от того, идет ли речь о Германии или Индии, врачи обязательно имеют сертификат, который они зарабатывают годами обучения и стажировок. А наличие сертификата у клиники означает, что все страховые компании мира готовы поставлять в нее своих клиентов. "Формальное отношение к сертификации за рубежом не проходит. Клиника годами выравнивает свои показатели, чтобы соответствовать установленным требованиям. Лечение за рубежом популярно еще и по той причине, что процент мошенничества в этой области минимален. Врачи не будут брать клиентов только для того, чтобы урвать денег. Они небедные люди", - уверяет Слонимский. Как правило, клиенты едут не в клинику, хотя это тоже имеет значение, а к конкретному специалисту. Это не значит, что в России нет хороших врачей. Они есть, и даже лучше, чем за рубежом. Но их намного меньше, и попасть к ним очень сложно. "У наших клиентов всегда на первом месте врач. За рубежом тоже есть специалисты, к которым нужно заранее записываться, ведь хороший врач всегда занят - у него симпозиумы, стажировки, лекции и т.д. Например, у нас сейчас есть одна девочка, которой очень долго искали специалиста: у нее очень сложная форма онкологии. Мы нашли врача, который готов ей помочь, но его надо ждать около месяца", - поясняет Курмачева. В медицинском туризме нет понятия "популярное направление". Даже если в какой-то стране больше развито лечение сердечных заболеваний, это не значит, что нужно искать клинику именно в этой стране. Нередко случается, что по характеру заболевания вам найдут специалиста в чешской провинции и только он сможет вам помочь. Ситуаций, когда зарубежные врачи отказывали российским клиентам, очень немного. Врач может не принять только в трех случаях: •если у пациента крайняя стадия заболевания; •если есть угроза, что пациент не перенесет транспортировки; •если заболевание не излечимо. Хотя в последнем случае пациенту могут предложить такую услугу, как паллиатив (поддержание и облегчение страданий безнадежного больного в клинике). Можно ли удешевить лечение Медицинский туризм становится более доступным широкому потребителю. Появляются предложения из таких стран, как Корея, Иордания, ОАЭ, Индия и других, которые предлагают аналогичные европейским медицинские услуги на 40-50% дешевле. "Я считаю, что многие направления могли бы составить конкуренцию европейским клиникам, но на сегодняшний день они недостаточно раскручены. К примеру, Корея очень активно выходит на рынок с хорошими предложениями. Там отличная трансплантология. В одной только клинике делают 2,7 тысячи операций в год по пересадке печени. Я бы еще выделил Иорданию, где хорошо делают аортокоронарное шунтирование и цены намного ниже, чем в Европе", - говорит Слонимский. При этом основная масса покупателей лечебных туров как раз не стремится выбрать предложение подешевле. "Мы какое-то время тоже предлагали клиники Южной Кореи. При хорошем качестве услуг они дешевле. Но есть и свои минусы. Смена часового пояса, длительный и дорогой перелет, языковой барьер, совершенно другой менталитет - далеко не каждый эмоционально готов поехать лечиться к корейскому доктору, то же самое я бы сказала об Индии", - заметила Курмачева. По ее мнению, европейское лечение всегда будет пользоваться "абсолютной популярностью", так как такой фактор, как "дешевле", в области медицинского туризма не станет решающим. А выход на рынок других стран - это вопрос долгого и дорогостоящего продвижения. "В нашей практике не было таких случаев, когда клиент, получив предложение по Германии, сказал бы: "Это для меня дорого, отправьте меня в Корею". Иногда мы предлагаем как альтернативу самой дорогой Швейцарии Австрию. На этот вариант клиенты соглашаются, но менять Европу на Азию не будут", - уверена Курмачева. Цены на аналогичные услуги в Австрии и Швейцарии действительно могут различаться в несколько раз. К примеру, популярные сегодня роды в Австрии принимают за 5,5-6 тысяч евро, а для того, чтобы родить в Швейцарии или Франции, нужно заплатить не менее 20 тысяч евро. Берем клиента только от 50 тысяч евро По словам операторов, рынок медицинского туризма в будущем ждут серьезные перемены. Клиники переводят свои сайты на русский язык, нанимают русскоязычный персонал, приглашают переводчиков, чтобы привлечь к себе прямых клиентов из России. "Эту работу затевают эмигранты, выходцы из России. Это врачи, которые либо не реализовались здесь, либо приехали за рубеж и не смогли переподтвердить свой диплом и работать про специальности. Они приходят в клиники и говорят: "Берите нас на работу, мы будем доставлять вам русских клиентов!". Таких посредников на местах сейчас сотни", - признает Курмачева. Медицинские центры, которые раскрутились благодаря русскоязычному персоналу, нередко выставляют неадекватные гонорары за лечение. По словам операторов, иногда простое обследование за 2 тысячи евро предлагается втридорога - за 6 тысяч. "Такая переплата за имя нас не устраивает, мы начинаем искать альтернативу - продвигать качественные, но менее агрессивно выступающие на рынке клиники", - говорит Курмачева. Есть еще медицинские центры, которые изначально привыкли работать с российскими селебрити, такие могут просто игнорировать "простых смертных". "Из одной клиники очень долго не приходили ответы на наши запросы. Я решила поинтересоваться у коллеги в Германии, почему так происходит. И получила четкий ответ: потому что это клинику интересуют досье стоимостью только от 50 тысяч евро", - подводит черту Курмачева.