На итальянских авиасайтах появилась информация, что пассажиры, имеющие билеты Wind Jet, могут воспользоваться услугами «временно заменяющей» ее авиакомпании Livingston при условии доплаты. В частности, российским пассажирам придется отдать 190 евро (это примерно на 30% ниже первоначального тарифа). Кроме того, сервисы онлайн-бронирования предупредили своих клиентов, что пока Wind Jet не объявил о своем банкротстве, поэтому деньги будут возвращать только за те рейсы, которые официально отменили. Проще говоря, пока итальянский перевозчик еще «барахтается», не факт, что пассажиру не окажут услугу в будущем. И претендовать на возврат по причине «неоказанной услуги» клиент не может. Валентин Ведякин, директор по развитию компании «Аэроклуб», напомнил, что мир знает много случаев, когда вполне успешные авиакомпании объявляли себя банкротами.
Например, американская «Дельта», та же Alitalia. «Процедура банкротства позволяет подчистить финансовые дела, взять передышку и начать бизнес с чистого листа», – добавил эксперт. Он также отметил, что ни банки, ни платежные системы, ни тем более онлайн-сервисы, по сути являющиеся агентами авиакомпании, не имея распоряжения Wind Jet, возвращать деньги не будут: «Виза», как любая другая МПС, отвечает за свои ошибки. У нее есть преференции для крупных клиентов, держателей привилегированных карт, которые обладают, если можно так выразиться, презумпцией невиновности, то есть их требования по chargeback, как правило, удовлетворяют без дополнительных проверок, но для рядовых пользователей карт действуют обычные правила возврата». Эксперт напомнил схожую ситуацию с Malev, когда ИАТА сразу заявила посредникам по реализации авиабилетов, что до распоряжения авиакомпании деньги возвращать не следует, а все претензии направлять напрямую в авиакомпанию. В итоге возврат сделали только после того, как Malev дал «отмашку».
Немаловажный момент: сервисы (как и банки) смогут удовлетворить требования по chargeback только в пределах тех сумм, которые «ушли» от покупателя услуги, но еще не успели попасть на счет продавца – Wind Jet. Между тем непростая ситуация складывается и для туроператоров. Александр Морозов, зам. гендиректора компании «Максимайс», пояснил, что ТО имеет право требовать компенсацию от перевозчика. Сюда включается как стоимость «сгоревших» билетов, так и его дополнительные расходы: новые билеты, гостиница для туристов и т. д.
Г-н Морозов добавил, что, если Wind Jet начнет процедуру банкротства, все зависит от того, появится ли у перевозчика правопреемник, возьмет ли он на себя долги, если ли у Wind Jet какое-либо имущество в собственности, и т. д. В общем, перспективы, весьма туманные.