Яхтинг не должен превращаться в «русскую рулетку»

За последние два года в России многократно увеличился интерес к яхтингу. Наиболее привлекательные территории для его развития как туристического направления – Крым и Краснодарский край, причем не только черноморское побережье, но и Азовское море.

Участники форума «Интурмаркет. Открытый Крым» прояснили, как сейчас выглядит яхтенная инфраструктура, для кого строить марины и могут ли такие проекты быть коммерчески успешными.

«В России много яхтсменов. Именно россияне составляют большинство участников регат Rolex и Marmaris Race Week. Для развития яхтенного спорта в нашей стране собственные яхтсмены – это большое преимущество. Можно смело говорить, что инфраструктура будет гарантированно загружена. И это точка роста туризма не только на юге России, но и в других регионах, – говорит президент Черноморской ассоциации развития яхтенного туризма и спорта Константин Муругов. – Турция и многие другие страны уже 20-30 лет развивают яхтенную инфраструктуру. Есть инвесторы, которые готовы реализовать такие проекты и в России, но важно, чтобы сложилось частно-государственное партнерство».

Первые шаги уже делаются. 19 октября правительство утвердило концепцию развития яхтенного туризма до 2030 года. Свои программы начали разрабатывать и регионы. Начальник управления развития внутреннего туризма министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Георгий Груша убежден, что яхтинг – это не только возможность для диверсификации турпродукта, но и драйвер территории. «Этот инструмент позволяет кратно увеличить наш инвестиционный потенциал. В конце прошлого года край принял решение о разработке концепции развития яхтинга на территории Азово-Черноморского побережья. Она была утверждена большим пулом экспертов, объединенных в рабочую группу», – сообщил г-н Груша.

Готовясь к разработке концепции, регион провел «инвентаризацию» имеющейся инфраструктуры. Выяснилось, что на черноморском побережье края порядка 10 яхт-клубов, небольших стоянок, портопунктов. Но действительно современными можно считать только два объекта – Sochi Grand Marina и Имеретинский порт, наследие Олимпийских игр 2014 года. Вместе они могут вмещать всего 600 яхт, при этом спрос намного превышает предложение, поэтому стоянки заполнены практически круглый год.

«Стоимость размещения сейчас достаточно высока. Но инвесторы обратили внимание на этот рынок. Уже сегодня в крае реализуются два проекта. В Геленджике строится яхтенная марина на 250 мест, яхт-клуб, гостиничный комплекс на 160 номеров и комплекс развлекательной инфраструктуры. В Туапсинском районе реализуют небольшой частный проект марины «Русское море» вместимостью до 100 яхт», – продолжает Георгий Груша.

В идеале регион стремится к созданию так называемого района интенсивного яхтинга. Схема размещения марин, разработанная на перспективу, включает две существующие, две строящиеся марины, которые были упомянуты, а также места для строительства 23 новых марин общей вместимостью более 7 тысяч яхт. Проект долгосрочный, но, как ожидается, на первом этапе должны появиться шесть объектов в Сочи, Геленджике, Туапсе и Анапе. Цена вопроса – 500 млрд рублей.

В Крыму, как и в Краснодарском крае, разработана концепция развития портовой инфраструктуры до 2030 года. Она предусматривает реконструкцию пирсов и четырех морских портов. Всего запланировано построить и реконструировать 34 объекта портовой инфраструктуры, в том числе 13 яхтенных марин и 21 портопункт.

По подсчетам начальника управления дорожной деятельности министерства транспорта Крыма Вячеслава Курбанова, это позволит создать 3015 стояночных мест для яхт, осуществить возможность для приема четырех круизных и 50 пассажирских судов. Общая стоимость строительства составляет приблизительно 70 млрд рублей. Уже получено заключение Госэкспертизы по портопункту Керчь и марине в селе Яковенково, где работы будут проходить в течение 2022 года.

Куратор проекта Балаклавской бухты, заместитель губернатора Севастополя Мария Литовко отметила, что уже в следующем году начнется активная фаза строительства первой яхтенной марины в Балаклаве. «Яхта позволяет экономить на размещении и транспорте, а если это парусная яхта, то еще и на топливе. По статистике ФНС, у нас много катеров и моторных яхт, а парусных намного меньше. Расширять нам нужно именно возможности парусного флота», – считает г-жа Литовко.

Несмотря на грандиозные планы регионов, у яхтсменов пока довольно много вопросов о работе российских марин. Председатель рабочей группы РСТ по яхтенному туризму, президент Санкт-Петербургского парусного союза, вице-президент «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Алексеев порадовался, что в России появилась концепция развития яхтенного туризма, однако опасается, что ее авторы могут не вполне понимать, как все это работает на практике. «Яхтинг – очень профессиональное и техническое направление. Важно понимать, что такое яхтенный порт, яхтенный клуб, коллективы яхтсменов, как там организована работа. Яхтинг не должен превращаться в "русскую рулетку"», – говорит г-н Алексеев.

По его оценке, для развития направления требуется инфраструктура не только отдельных марин, а связанная сеть объектов. Такой сети до сих пор не существовало в России, потому что прибрежные территории – очень лакомый кусочек, а создать коммерчески успешную марину не так просто. «Для этого необходимо, чтобы там стояло не менее 500 яхт. Необходим особый статус прибрежных территорий, где существует неприкосновенная для застройки зона, которая используется для развития отдыха на воде и туризма. У нас в Петербурге, к примеру, швартуются 150 больших парусных яхт и около 50 тысяч небольших лодок. Этого недостаточно для коммерческого успеха», – отметил спикер.

Георгий Груша также обратил внимание на нормативные ограничения по строительству объектов инфраструктуры в округах санитарной охраны курортов: «Нужны изменения в федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», которые бы позволили строить гидротехнические сооружения в первой и второй зонах санитарной охраны».

Но Сергея Алексеева беспокоит не только специфика возведения инфраструктуры, а еще и сами арендаторы. «Есть ли у нас яхты, которые будут заполнять новые марины? Не знаю, сколько иностранных яхт пришло в Сочи и Крым, но в Петербурге в этом году их было 60. Для сравнения: в Таллине – 4000, в Хельсинках – 8000, в Стокгольме – 100 тысяч», – привел цифры г-н Алексеев. Он также попытался найти объяснение такой разнице в статистике.

«Я обошел весь мир, был в том числе в Сан-Диего, где размещается военно-морская база. Был в Швеции. В штормовую погоду мы зашли даже без виз, никто не задерживал. Люди понимают, что мы оказались в сложных погодных условиях, а это опасно. Наши же пограничники постоянно придумывают препятствия, которые просто закрывают туризм. Можно зайти в порт Ломоносов? Нельзя. Можно зайти в Кронштадт? Нельзя. Кто придет в наши марины при таком отношении? Пока это не изменится, ничего с развитием яхтенного туризма не выйдет», – заключает эксперт.

Наталья Рудакова, специально для RATA-news

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Круизы»

Ноябрь 23, 2024 - 19:38

- Стоимость билета - от шести тысяч рублей за сидячее место, от 20 тысяч в каюте и 30-35 тысяч за автомобиль в зависимости от размера транспортного средства, - рассказал директор по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского Союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменян.

 

Ноябрь 16, 2024 - 17:47

Городской причал "Летняя пристань" в Кронштадте для швартовки пассажирских судов планируют организовать к следующему сезону, сообщил заместитель директора Агентства внешнего транспорта Петербурга Дмитрий Куклин.

 

Ноябрь 16, 2024 - 10:10

На Пермской судоверфи (входит в компанию Emperium, часть Sitronics Group) началось строительство круизного пассажирского судна на электродвижении проекта ТФРП 700 «Байкал» на класс Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр). 

 

Ноябрь 15, 2024 - 10:37

Судоходные компании Петербурга в новом навигационном сезоне сумели нарастить объемы пассажироперевозок и обогнать инфляцию. Правда, опередили ее всего на 2,7 процентных пункта.