Пришедшаяся аккурат на майские праздники, наиболее «высокий» сезон весны, забастовка пилотов португальской авиакомпании TAP изрядно потрепала нервы российским туроператорам, и кроме того, принесла им немалые убытки. Несмотря на то, что число туристов, отправляющихся в Португалию, даже несмотря на «пик», относительно невелико, и большую часть праздников рейсы все-таки отправляются, для туроператоров эта ситуация оказалась крайне сложной. Среди основных проблем эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», назвали отсутствие предлагаемой перевозчиком альтернативы, невозможность заблаговременно узнать, состоится ли рейс, а кроме того, сложности, возникшие на этой почве с российскими турагентствами.
Профсоюз «ТАР» объявил забастовку с 1 по 10 мая. Причина - TAP как частично государственную компанию решено продать инвестору, скорее всего, иностранному, но трудовой коллектив авиакомпании не устраивают условия будущей сделки и размер их пакета акций. Как утверждает профсоюз, до 90% пилотов TAP не согласны с решением правительства.
При этом официально маркетинговая компания «Aviareps», представляющая «TAP» в России, уведомила об этом российских партнеров перевозчика лишь 29 апреля. В уведомлении говорилось, что билеты с подтвержденными местами на даты, которые попадают на период объявленной забастовки, можно бесплатно обменять на рейсы TAP по тому же маршруту в том же классе обслуживания на другие даты вылета вне объявленного периода забастовки. Поменять их на рейсы других авиакомпаний нельзя, а вернуть билеты можно только по правилам тарифа, т.е. – с большими штрафами. Именно такие условия, противоречащие российскому правовому полю, и поставили туроператоров к крайне затруднительное положение.
Впрочем, по словам туроператоров, московские рейсы TAP пострадали не сильно: вылеты на большую часть майских праздников из Москвы всё же состоялись – второго, третьего, четвертого и пятого мая. Дело в том, что изначально профсоюз планировал не прекращать полеты в те страны, куда TAP летает редко - не больше одного рейса в день, чтобы не доставлять больших неудобств пассажирам. Москва как раз подпадает по эту категорию. Однако 7 мая Москва попала в немилость – рейсы в Лиссабон в этот день были сорваны.
«Вчера мы в очередной раз столкнулись с этой проблемой: двое наших туристов должны были вылетать в четверг, но в итоге их пересадили на рейс в пятницу, причем на момент 10 утра пятницы ещё не было ясности, вылетит ли этот рейс», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Татьяна Ванд, гендиректор туроператора «Ванд». По её словам, забастовка на российском туристическом рынке сказалась весьма негативно. Всего на праздники в Португалию только через «Ванд» планировали вылететь более 60 туристов, и хотя у большинства всё сложилось относительно благополучно, ситуацию омрачали несколько крайне неприятных моментов. «Во-первых, перевозчик практически не предлагает альтернатив, допустим, вчерашним туристкам предложили полет до Мюнхена, а дальше – добирайтесь, как знаете. Во-вторых, согласно своей официальной инструкции ТАР убеждал нас пересаживать туристов на рейсы после 10 мая – когда у русских туристов уже закончатся праздничные каникулы. И хотя нескольких мы убедили, но остальные сместить свой отпуск не смоги, предпочитая отдыхать во время праздников. В-третьих, сложность была в том, что каждый раз ситуация оказывалась непредсказуемой, было до конца не ясно, полетит рейс или нет», - рассказала Татьяна Ванд.
В итоге некоторые туристы отказывались от такого ожидания и неопределённости, пытаясь подбирать альтернативные маршруты. «Например, один из них полетел через Марокко. При этом португальские отели далеко не расположены «входить в положение» туроператоров, и активно накладывают на нас штрафные санкции. В итоге, в сложившейся ситуации получается так, что все убытки приходятся на туроператора», - отметила Татьяна Ванд.
Кроме того, ситуацию усугубляют и моральные издержки. «Проблема ещё и в том, что на нашем рынке нет достаточного понимания сложившейся ситуации как со стороны туристов, так и со стороны турагентств. Многим из них кажется, что вина за забастовку целиком и полностью лежит на туроператоре, хотя перевозчик даже заранее не предупредил о ней. Например, у нас было два случая, когда представители турагентств вместо того, чтобы всем вместе решать проблему, лишь подзуживали клиентов устраивать скандал, грозить жалобой в Роспотребнадзор, причем именно на туроператора, который в этой ситуации оказывается крайним», - резюмировала Татьяна Ванд.