Ну, вот, началась новая волна «гонки за поправками». Только недавно мы вроде передохнули , даже как-то успокоились после принятия очередных изменений в многострадальный закон о нашей деятельности. Наконец признали, что надо уже не вносить поправки, а писать совершенно новый закон, который отвечает реалиям времени и экономике государства.
Но инерция – штука вредная. И нас по- прежнему несет по течению дальнейшего разбирательства, кто же бОльше виноват, и с кем же надо «по-справедливее» разобраться, да так, чтобы «мало не показалось». Теперь ведь от лица пострадавших выступает туроператорский сектор, который крайними поправками «зарегулировали» без их на то воли, а агентствам удалось «проскочить» . И теперь практически все беды туриста списываются на турагентства.
Хотя статистика упрямо говорит – процент ухода с рынка туроператоров и турагентств существенно снизился, но остается в том же соотношении.
А простая арифметика ей вторит – от ухода с рынка туроператора несут потери тысячи потребителей, от ухода с рынка турагентства – десятки.
И уж совсем здравая логика диктует – в цепочке «туроператор(производитель) – турагент (продавец)- потребитель» «музыку заказывает» все-таки туроператор, и он же в состоянии спланировать, организовать и проконтролировать кто , как и за какие деньги реализует его «товар».
Все остальное как раз контролирует государство, а правила ведения бизнеса каждым хозяйствующим субъектом очень подробно прописаны в других, смежных законах.
НО! Есть и другое правило, неписаное: кто первый нарушает закон, тот и выигрывает.И даже пусть не совсем нарушает, а обходит или использует некоторые «дыры»; и даже не совсем выигрывает, а ведет «маркетинговую политику» - суть остается та же:если все играют по правилам, в выигрыше ( вернее, в «сверх-выигрыше») остается тот, кто их первым смело нарушит.
Именно поэтому уже более 10 лет наш бизнес становится все более и более серо-черным. Причем на как можно более легальной основе: заключение договор купли-продажи, вместо агентских;выстраивание бесконечных субагентских цепочек, даже внутри одного туроператора-брэнда; возможность ведение оплат через терминал, хотя есть закон о применении ККМ и взаиморасчетах между юр.лицами; размещение турпродукта на электронных площадках, хотя там нет вообще никаких законов; всяческое открещивание , а иногда и скрывание сотрудничества со своими партнерами-турагентствами, хотя закон обязует прописывать их всех( без исключения!) на своих сайтах и т.д, и т.п. Да что там говорить: передача денег и документов самолетами/чемоданами, как в «лихие девяностые» - это тоже реальный сегодняшний факт, который никого из туроператоров уже не удивляет.
И нам почему-то очень не хочется согласиться с тем, что невозможно вносить поправки о регулировании турагентской деятельности, не признавая саму эту деятельность необходимым и достаточным звеном в донесении своего турпродукта до потребителя.
Само название – «ТУРАГЕНТСКАЯ» деятельность – не предполагает других взаимоотношений и ответственностей: туроператор за исполнение подтвержденных услуг, турагент- за правильный выбор и информацию о нем потребителю. И каждый должен заниматься своим делом . Со всеми вытекающими из этого последствиями: вовремя и соответствующего качества не исполнил – будешь наказан! Причем наказан в рамках внутренних договорных обязательств, на это действующих законов хватает.
А если говорить о мошеннических схемах – то здесь логика до смешного проста:пока вы сами, господа, заняты тем, что бесконечно «диверсифицируете» взаимоотношения со своими старыми и новыми партнерами с целью наибольшего извлечения прибыли с наименьшими затратами , всегда будут рядом те, кто использует ваши же схемы в своих целях. И будет делать это до тех пор, пока вы будете давать им такую возможность.
Великое противостояние взаимоотношений туроператор- турагент должно справедливо закончится признанием (законодательно) необходимости взаимной деятельности, закрепив и исполнив все необходимые и достаточные условия для ее ведения.
Скорее всего , это будет уже другой закон, и другие условия.