Как на бизнес повлияет запуск новых гостиничных стандартов.
С запуском гостиничных стандартов «всё включено» и «ультра всё включено» популярность форматов в России вряд ли вырастет, предполагают опрошенные «Известиями» участники отрасли. О планах запустить систему классификации таких отелей в 2022 году ранее заявили в Ростуризме. Речь шла о том, что сегодня набор услуг в системе «всё включено» не регламентирован, каждый бизнесмен понимает его по-своему, и в ведомстве планируют утвердить стандарт, который позволит туристам, выбирающим такие гостиницы, гарантированно получать определенный уровень сервиса. Впрочем, отельеры утверждают, что формат не станет популярнее не из-за сложностей с соблюдением новых требований. «Всё включено» может быть экономически выгодно преимущественно для крупных гостиниц, а в России пока наиболее распространены небольшие объекты. Сейчас отелей такого формата в стране порядка 100–150, они расположены преимущественно на Черноморском побережье.
На прошлой неделе глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что в 2022 году ведомство планирует в пилотном режиме запустить в России систему классификации отелей, работающих по стандартам «всё включено» и «ультра всё включено». Это поможет туристам, выбирающим такие гостиницы, гарантированно получать определенный набор услуг. Сейчас в ведомстве продолжают разработку стандартов — они еще не утверждены, ситуация «в процессе», сообщили «Известиям» в Ростуризме.
Сейчас различные объекты в РФ, заявляющие, что у них «всё включено» или «ультра всё включено», понимают эти формулировки по-своему. Постояльцы могут столкнуться с совершенно разным уровнем сервиса.
Формат «всё включено» в России, скорее всего, не получит широкого распространения, сказал «Известиям» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Причина в том, что он работает только при большом объеме номерного фонда, пояснил эксперт.
По словам Вадима Прасова, сегодня в России лишь 100–150 отелей используют формат all inclusive. Наиболее распространена система «всё включено» в гостиницах Краснодарского края и Крыма — в этих регионах сосредоточено 90% подобных гостиниц, добавил эксперт. Зарина Догузова сообщала, что 47 из таких отелей находятся в Анапе.
— Но даже на юге России эти объекты занимают 5–7% рынка. Для сравнения, только на Анталийском побережье Турции в формате «всё включено» работают 80–90% гостиниц, — сказал Вадим Прасов.
Перейти на систему all inclusive готовы только отели в курортных зонах России, согласился с ним президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) Геннадий Ламшин. Это в первую очередь юг страны и в очень небольшом объеме Балтика. Единичные гостиницы «всё включено» также встречаются в Московской и Ленинградской областях.
Формат all inclusive настолько непривычен для России, что многие предприниматели его даже не рассматривают, отметил Вадим Прасов.
— В нашей стране много загородных объектов, санаториев, где формат «всё включено» в принципе не подразумевается. Когда Ростуризм представит единые стандарты, то некоторые отельеры обратят на него внимание, оценят свои силы, и, возможно, кто-то из них и попробует работать по all inclusive. Но в большинстве регионов страны этот формат никогда не появится, — уверен эксперт.
Другая причина непопулярности «всё включено» в пределах страны — в том, что туристы почти всегда ищут бюджетный отдых, а all inclusive бюджетным не бывает, добавил он.
— Предприниматель, который начнет работу в этом формате, пойдет на риск: если цена для туриста окажется слишком большой, он просто выберет другой объект, и отель останется пустым. Можно попробовать предлагать два формата сразу — «завтраки» и all inclusive, но так отели делают очень редко, — рассказал он. — Иногда гостиницы вводят режим «всё включено» только в высокий сезон, а потом отменяют.
С Вадимом Прасовым не согласился Геннадий Ламшин. По его словам, в России достаточно туристов, которые могут позволить себе размещение в гостинице по системе «всё включено».
— Отдых в таком формате в первую очередь интересен семьям с детьми, поскольку не нужно задумываться о дополнительных расходах в поездке. По сути, отель «всё включено» — это аналог пансионата, но с дополнительными опциями в виде напитков, бассейна и развлекательной программы, — заметил он.
Для российских отелей при переходе на этот формат есть и другие риски, связанные с едой и напитками, продолжил Вадим Прасов.
— «Всё включено» требует большего количества персонала. Кроме того, важна себестоимость еды, которую потребляют гости: например, в Турции достаточно много собственной сельхозпродукции и местных алкогольных напитков довольно приличного качества — виски, джин. В России же ассортимент локальных напитков чуть меньше — как правило, это пиво, вино, водка, коньяк, — именно их отели и будут предлагать гостям, — сообщил он.
По словам экспертов, если турист захочет коктейль на основе виски или рома в российском отеле «всё включено», ему придется платить дополнительно. Или выбрать другой формат отеля — «ультра всё включено», который стоит дороже. Хотя даже в этом случае часть импортного алкоголя реализуется гостям за дополнительную плату, напомнил Вадим Прасов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин