Недавнее заявление «Библио Глобуса» о снижении с 1 января комиссии при бронировании туров по выездным направлениям с 9–10 до 6–7 % бурно обсуждается в среде турагентств. Многие грозятся прекратить сотрудничество с этим поставщиком. Чем обернётся для него и для рынка столь радикальная мера?
При чём тут фонд «Турпомощи»
В своём сообщении о новых условиях сотрудничества, датированном 27 декабря, «Библио Глобус» пояснил: решение снизить комиссию вызвано возросшими затратами на обеспечение туроператорского бизнеса. В январе он внесёт в новый фонд персональной ответственности, который откроется при «Турпомощи», 7 % от общей годовой цены турпродукта за 2016 г. Это огромные расходы, и решено разделить их с розничными партнёрами, «половина с комиссии турагентств, половина – с нас», пояснили корреспонденту HotLine.travel в «Библио Глобусе».
Не все поняли, что имеется в виду. «Откуда взялась цифра в 7 %? Ежегодные отчисления составляют 1 % от годового оборота поставщика, до тех пор пока в фонде персональной ответственности не будет 7 %», – пишет на TourDom.ru пользователь под ником Ярден Нат.
Внесём ясность. Действительно, туроператор может платить в этот новый фонд 1% от общегодовой цены турпродукта ежегодно, но только при условии, что он ещё и оформит фингарантию. Но обновлённый закон «Об основах туристской деятельности в РФ» предусматривает и другую возможность: туроператор вносит в фонд персональной ответственности 7 % от общегодовой цены турпродукта, но разово, и в таком случае не оформляет фингарантии.
Очевидно, «Библио Глобус» выбрал именно второй путь, который даёт преимущества в перспективе, но в текущий момент предполагает большие затраты. Однако ещё раз подчеркнём: это затраты разовые. По итогам 2017 г. туроператор уже ничего не будет должен платить в фонд персональной ответственности (в то время как остальные продолжат отчислять по 1 %). Возникает вопрос: вернёт ли он к следующему Новому году агентскую комиссию на прежний уровень? Ответа на этот вопрос мы от «Библио» пока не получили.
Кстати, продвинутые турагенты, явно читавшие поправки в закон, обращают внимание на следующий факт. Деньги, которые туроператор внесёт в фонд персональной ответственности, останутся его собственностью и могут быть когда-нибудь возвращены владельцам «Библио Глобуса», если они пожелают закрыть бизнес. При условии, что у них не останется пострадавших клиентов и других заказчиков, претендующих на компенсации.
«Хорошее такое будет «выходное пособие». Но почему его предполагается сформировать наполовину за наш счёт?» – пишут интернет-пользователи.
Впрочем, гипотетическая возможность когда-нибудь выйти из бизнеса – это отвлечённая тема. Всем надо жить здесь и сейчас. Отсюда вопрос: чем обернётся для «Библио Глобуса» столь непопулярная мера, как снижение агентской комиссии на 3 %?
Что получит «Библио Глобус»?
Многие представители розничного рынка заявляют о том, что с 1 января не бронируют зарубежных туров от «Библио Глобуса», и пророчат поставщику самое мрачное будущее: «Ему 99 % турагентов скажут «до свидания».
Надо полагать, в первое время отток партнёров действительно неизбежен, и в самом «Библио Глобусе» наверняка к этому готовы. А вот что будет потом – зависит от ряда факторов.
Мы уже наблюдали ситуации, когда туроператоры снижали комиссию (хотя и не так радикально), чем вызывали негодование дистрибьюторов.
Например, в 2012 г. это делал TEZ Tour. Все были в шоке: как так – максимальная ставка 12 % вместо 13!
Более свежий пример: в апреле этого года Sunmar объявил, что будет платить 8 вместо 9–10 %. «Это для агентов уже на грани рентабельности, такие условия сотрудничества никому не интересны», – комментировали протестно настроенные представители розницы.
Примерно тогда же на рынке распространилась практика так называемых промотарифов. Многие – если не все – туроператоры массового туризма в определённые даты, когда было необходимо подхлёстывать продажи, снижали агентскую комиссию до 5–8 %, за счёт этого урезая цены на туры. Сами поставщики утверждали, что это, во-первых, суровая необходимость, а во-вторых, эффективный маркетинговый инструмент.
И опять же розница негодовала, были даже призывы бойкотировать туроператоров, активно применяющих промотарифы.
Но до этого так и не дошло, потому что в процессе практической работы эмоции всё-таки отступают на второй план и вопрос о том, «продавать или не продавать» туроператора Х, решается в зависимости от актуальности его ассортимента и цен. Вот и в данном случае с «Библио Глобусом» в общем хоре возмущённых голосов слышны такие высказывания: «Если будет хороший продукт по привлекательной цене, будем брать, как миленькие».
Но надо признать: многое зависит от того, какую позицию займут конкуренты – другие туроператоры-тяжеловесы. Попытаются ли воспользоваться возможным охлаждением розничного рынка к «Библио» и привлечь к себе некогда преданных ему агентов, предложив какие-то недорогие «пряники»?
Или, наоборот, последуют его примеру и постараются выровнять собственную экономику за счёт снижения агентской комиссии? Наверняка все они об этом думали, а теперь – когда прецедент имеется – пойти на столь радикальный шаг морально легче.
Понятно, что для «Библио Глобуса» был бы негативным первый сценарий, а владельцы турагентств опасаются второго. И тут всплывает вопрос, который тоже надо обсудить: если комиссия 6–7 % станет общепринятой, то…
…выживут ли турагенты? Да, – отвечают туроператоры.
«Практически все они дают клиенту дисконт 5 % с порога или даже по первому звонку, оставляя себе те же 5–7 %», – говорили в руководстве «Пегаса» ещё к вопросу о промотарифах. И подчёркивали: компания всегда выступала против хаотичных дисконтов на розничном рынке.
Представители «Библио Глобуса» сейчас тоже касаются этой темы и дают понять, что на самом деле экономика розничных турфирм при новых условиях сотрудничества не обрушится: «Мы всегда был против практики, когда турагент за счёт своей комиссии даёт скидки туристам. Просто не делайте этого, привлекайте клиентов другими способами».
Нет, – возражают многие представители розницы, – за такую комиссию работать бессмысленно. Тем более что… «Если клиент нам платит картой, то банк берёт как минимум 1,4 %, а то и 2,5%. Что тогда агентству остается? 4,5–6,4 %. Тут не то что скидки, тут себе взять нечего», – пишет на TourDom.ru пользователь под ником Йоав.
На что коллега Ярден Нат в той же ветке ему отвечает: «Авиакомпании (почти все) вообще отменили комиссию, и ничего, билеты агентства покупают».
Так мы возвращаемся к теме о том, что рынок меняется. Снижение комиссии продавцам – общий тренд на большинстве рынков, и турагентствам остаётся принять это как факт. Искать новые форматы бизнеса в новом историческом контексте.
Об этом говорили ещё на сентябрьской конференции УК Сети «ТБГ и «Горячие туры».
И в публикациях HotLine.travel, где обсуждались нарастающие противоречия между производством и розницей в туризме, ставился вопрос: турагент будущего – какой он?
Дискуссия на эту тему снова развернулась на ресурсах «БАНКО» с подачи «Библио Глобуса»
Вот одна из версий. «Надо прощаться с туроператорами вообще и всё делать как раньше. Не было их раньше, и жили как-то. Два-три юрлица, и вуаля», – пишет, например, Андрей Фёдоров.
Но если следовать такой логике, тогда получается, что турагент будущего – это нелегитимный игрок, работающий вне правового поля, по «серым» схемам.
Согласны вы с таким будущим, уважаемые читатели? Или видите иные пути? Пишите в комментариях к этой статье.