В музей через магазин. Эрмитаж и Русский сегодня - в лидерах сувенирной индустрии

Сувенирный бизнес по всему миру сопутствует бизнесу туристическому, одна из главных составляющих которого - музеи.

Сувенирные магазины в музеях мира расположены так, чтобы посетитель не прошел мимо. Там продаются интересные вещи. Это может быть коврик с тюльпанами для компьютерной мышки из Рейксмузеума в Амстердаме, декоративные часы из Музея Дали в Фигерасе, репродукция из Лувра...

В 1990-е годы музейщики Великобритании приезжали к российским коллегам делиться опытом, как работать в условиях рынка, в том числе и продавать сувенирную продукцию. Сегодня Эрмитаж и Русский музей - признанные лидеры сувенирной индустрии. Идеология у них общая: посетители уносят с собой вещи, отражающие экспозиции, таким образом музеи «проникают» в дома людей.

Стратегия у каждого своя.

У Эрмитажа - договор с компанией, которая от его имени имеет право производить сувенирную продукцию и продавать ее на территории музея.

Механизм отлажен. Компания, профессионально изучающая спрос, понимающая, что будет продаваться, готовит заявки. Их рассматривает художественный совет, в состав которого входят ведущие сотрудники отделов музея. Так, на недавнем заседании обсуждалось несколько предложений. Одно из них - выпуск реплик игральных карт из коллекций музея. Предлагалось начать с немецких экземпляров. После обсуждения принято решение: серию откроет русская коллекция.

В списке кроме карт присутствуют развивающие игры для детей, акварели на бумаге, живопись на холсте... Эти товары популярны, их много выпускают и охотно покупают.

Сувенирные магазины Эрмитажа расположены в галерее Растрелли. В ювелирном отделе две девушки рассматривают серьги и подвески в стиле Фаберже. У другого прилавка дама постарше никак не определится с выбором колье из янтаря. Супружеская пара иностранцев в книжной секции интересуется, как почтой переслать домой художественные альбомы.

В сувенирной «галерее» музея на полках в свободном доступе не менее 50 групп товаров - текстиль, стекло, керамика, книги, вещи для дома... Выбор большой, на разный вкус и кошелек. Школьники покупают закладки, магниты, блокноты, ручки. Женщин привлекают сумки, шарфы, украшения.

Музейный магазин реально отражает коллекции музея, предлагает посетителям разнообразный качественный товар.

В структуре Русского музея есть собственная служба, которая занимается сувенирной продукцией, куда входит и отдел по ее реализации. За два десятилетия существования магазинов накопился опыт, налажен контакт с фондами и научными отделами, появилась база художников, фирм, компаний, с которыми сотрудничает музей. Сложился и ассортимент продукции.

Он строится исключительно на коллекциях музея: живопись, графика, гравюры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Есть базовые вещи - текстиль, фарфор, каталоги... Это бестселлеры, которые имеют спрос и постоянно пополняются. Ориентация не только на опыт. Отдел статистики проводит опрос посетителей: что хотят люди, что им неинтересно. Особенно востребован авангард на фарфоре. Популярен текстиль: подушки, футболки, бейсболки, сумки, шарфы, платки в технике батик.

Самая популярная торговая точка Русского музея - в Корпусе Бенуа (на снимке). Ее площадь пришлось расширять.

Линейка продукции обновляется, дополняется к открытию выставок. Большая коллекция готовится к осенней выставке Айвазовского. Будут выпущены каталог, закладки, подушки, сумки, фарфор и даже зонты. Бушующее море - не самый веселый сюжет для зонта, но, если изображение удачно разместить, получится неплохо.

Сувенирная индустрия не стоит на месте. Специалисты ищут свежие позиции для новых категорий покупателей. Нового много - платки по сюжетам русского живописца XVIII века Федора Толстого, детские развивающие игры. Настольная игра «Женский образ. 36 шедевров из собрания Русского музея» рассчитана на разный возраст участников. Разрабатывается и еще один будущий сувенирный бестселлер - серьги - реплика экспоната XVII века из особой кладовой музея. У него будет особая упаковка, а к ней - фотография оригинала.

Как говорит руководитель отдела сувенирной продукции Русского музея Екатерина Гусева, нельзя бесконечно «душить» людей матрешками. Музейные сувениры проходят строгий отбор - от выбора сюжета до качества исполнения. Эта сфера деятельности не должна плохо влиять на репутацию музея. Принцип продажи сувениров классический, как в крупных музеях мира - магазин невозможно не заметить.

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Декабрь 15, 2018 - 09:53

ГМЗ «Петергоф» сделал своим почитателям и себе подарок: вышел в свет 450-страничный альбом «Петергоф. Век музея», посвященный 100-летию заповедника. За год сотрудники «Петергофа» исследовали архивы Петербурга, разыскивая документы и фотографии, которые связаны с его историей.

 

Декабрь 13, 2018 - 04:27

8 декабря 2018 открылся Королевский музей Центральной Африки, также известный как Музей Африки, который был закрыт на реконструкцию в конце 2013 года.

 

Декабрь 9, 2018 - 15:33

Специалисты и публицисты до сих пор пытаются выяснить, что же произошло в Смольном 1 декабря 1934 года.

 

Декабрь 8, 2018 - 04:56

Музей-заповедник «Царское Село» получил два диплома жюри конкурса «Музейный Олимп-2018» – в номинациях «Музейный неформат» и «Музей – детям».