Пиранези. До и после. Италия – Россия. XVIII–XXI века

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю.

В экспозицию войдут более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке будет экспонироваться около 400 произведений.

Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России. Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века. Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда – Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.

Экспозиция состоит из нескольких больших разделов:

 

+

Белый зал

 

+

Колоннада

 

+

Зал №20

 

+

Зал №19

Кураторы выставки:

Федерика Росси (Немецкий институт истории искусства во Флоренции [Kunsthistorischen Institut in Florenz] – Max-Planck-Institut [KHI] [Институт Макса Планка, Флоренция]; приглашенный профессор Московского архитектурного института [Государственной академии, МАРХИ], Москва);
Семён Михайловский (Санкт-Петербургская Академия художеств);
Марина Майская (ведущий научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Юлия Меренкова (научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Александра Данилова (хранитель советского раздела выставки, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). 

Выставка подготовлена ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Итальянским институтом культуры и Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева. Новостной обзор Лидии Николаевой специально для "Питер-Т"

Другие новости по теме «Музеи, памятники»

Март 19, 2019 - 16:50

Военно-медицинский музей открывает выставку, которая расскажет о связи «двух ветвей российской культуры»: театра и медицины.

 

Март 18, 2019 - 22:44

Памятник выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Федору Ушакову планируется открыть на площади Труда в центре Санкт-Петербурга в день 75-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне, который будет отмечаться в 2020 году.

 

Март 18, 2019 - 10:16

В Петербурге появилась новая бизнес-культурная инициатива – показ собственных квартир горожанам и туристам, чаще – иностранным. Слово «музей» используем в кавычках: по закону музеи, в том числе частные, могут находиться только в нежилых помещениях.

 

Март 15, 2019 - 17:10

«Возвращение Пьера Жильяра» – так называется документальный фильм, посвященный учителю французского языка детей последнего российского императора Николая II, наставнику наследника цесаревича Алексея.