В рамках прошедшего в декабре расширенного заседания Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ, посвященного перспективам развития въездного и внутреннего туризма Санкт-Петербурга на сезон 2011 года, обсуждались вопросы развития транспортной инфраструктуры города. В деловой встрече принимали участие: генеральный директор дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, представитель коммерческой дирекции ГТК «Россия» Александр Базыкин, начальник сектора воздушного транспорта СПбГУ «Агентство внешнего транспорта» Олег Полин, члены Комиссии по въездному туризму – руководители крупнейших организаций сферы гостеприимства Санкт-Петербурга: турфирм, гостиниц, музеев. Вице-президент РСТ Сергей Корнеев представляя генерального директора дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова, поблагодарил его за конструктивное сотрудничество и заметил, что «Сапсан» изменил представление о сообщении между Санкт-Петербургом и Москвой, сейчас сделан следующий важный шаг - запущен новый поезд «Аллегро» и турбизнес рассчитывает на оживление туристских потоков между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Генеральный директор Дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов напомнил, что 17 декабря 2010 года исполняется год с момента запуска скоростных поездов "Сапсан" между Санкт-Петербургом и Москвой. "Наполняемость этих поездов у нас достаточно стабильная, осенью ожидали спад, но этого не произошло", - заметил Дмитрий Пегов. По прогнозам, в конце нынешнего года перевозки поездами "Сапсан" составят 1 млн. 900 тыс. пассажиров. Как показывает практика, составов не хватает и для решения проблемы дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД» в настоящий момент рассматривается вопрос о закупке дополнительно еще восьми поездов. Ситуация с наполняемостью поездов скоростного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом, запущенного 30 июля 2010 года, изначально была 40-50%, но потом возросла до 70%". Сейчас эти поезда пользуются популярностью. «Трудности, с которыми нам приходится сталкиваться, касаются, в основном, порядка пропуска поездов по одной скоростной линии, на которую приходятся грузовые и социальные перевозки", - заметил Дмитрий Пегов. По его словам, вместо дополнительных «ниток» могут появиться сдвоенные составы, по примеру европейских стран. В настоящее время идут переговоры с компанией Сименс о постройке дополнительных поездов, которые при оптимистическом прогнозе могут уже появятся в 2013 году. Что касается первых итогов эксплуатации, стартовавшего 12 декабря 2010 года поезда "Аллегро" между Санкт-Петербургом и Хельсинки, то они более, чем успешные. По словам Дмитрия Пегова, с первых же дней направление показало высокую востребованность, возможно, в связи с новогодними праздниками. Уже сейчас ощущается нехватка поездов: "Всего по контракту четыре поезда, сейчас поставлено три, четвёртый находится на стадии пуско-наладки". Поезда "Аллегро" изначально сконструированы так, что их можно запускать как сдвоенный состав. Вместимость одного поезда - 344 человек, сдвоенный обеспечит - 700 мест. Количество поездов будет увеличено еще на две пары», - сказал Дмитрий Пегов. Планируемый объем перевозок "Аллегро" на следующий год совместно с финскими коллегами - 240 тыс. человек. Говоря о работе с финской стороной, Дмитрий Пегов отметил, что вначале было непросто победить всякие формальности, учитывая разные законы двух стран и процедуры осуществления паспортно-таможенного контроля. Как известно, последняя проходит во время движения поезда. Таможенные проверки на российской стороне идут пока более быстро и уверенно, но через месяц, другой все должно скорректироваться и войти в оптимальный график. До 1 марта 2011 года планируется завершить тестирование системы продажи билетов через Интернет, с возможностью резервирования билетов с двух сторон. Тогда же можно попробовать ввести на «Аллегро» схему, применяемую на поезде «Сапсан» с сервис-бюро в виде терминала со всевозможными услугами и сувенирной продукцией. Цена билетов – в эконом-классе 84 евро, в бизнес-классе 134 евро. Дмитрий Пегов заверил участников совещания, что до апреля 2010 года повышения и изменения тарифов на всех трех линиях не планируется. Кстати, по аналогии с Хельсинки, компания рассматривает возможность организации скоростного движения в Киев. Что касается вопроса о 72-х часовом безвизовом пребывании в РФ иностранных туристов, прибывающих на «Аллегро», то вопрос находится в стадии проработки. Дитрий Пегов выразил желание обменяться опытом по этой теме с коллегами, которые организовывают подобное пребывание для паромных пассажиров. Члены КВТ договорились поручить Рабочей группе, созданной между дирекцией скоростного сообщения ОАО «РЖД» и СЗРО РСТ, поработать над технической стороной вопроса организации 72-х часового безвизовом пребывании в РФ иностранных туристов, прибывающих на «Аллегро». Стороны также договорились организовать презентационную поездку на новом поезде для петербургских туроператоров. Представитель коммерческой дирекции ГТК «Россия» Александр Базыкин рассказал о планах авиакомпании на 2011 год, а это - увеличение объемов перевозок и расширение географии маршрутов, как дальнего зарубежья, так и России. «Традиционно будут выполняться полеты из городов Италии, новое направление – Неаполь, сохранятся пять основных пунктов в Германии, по кипрской Ларнаке в будущем году планируем значительно увеличить объемы. С начала мая 2011 года восстанавливаем линию на Афины (до конца ноября), при этом сохраняются Салоники, здесь возможно будет увеличение частоты в зависимости от спроса с греческой стороны, который в последнее время значительно растет. В России увеличиваем провозные емкости и частоту полетов в сторону Сибири, по Северо-Западу. По маршрутам СНГ – изменений нет», - сказал Александр Базыкин. Начальник сектора воздушного транспорта СПбГУ «Агентство внешнего транспорта» Олег Полин рассказал о перспективах развития вертолетного сообщения в Санкт-Петербурге. Как известно, с 1 ноября 2010 года приказом Минтранса в интересах Правительства города введена зона ограничения полетов над городом. Она простирается над некоторыми его центральными районами. По словам Олега Полина, развитие вертолетного движение связано с развитием инфраструктуры внутри города, что будет полезно, в том числе и в контексте турбизнеса. Сегодня в городе более 15 посадочных площадок, которые занесены в реестр Росавиации и готовы к эксплуатации в простых метеоусловиях. Планируется дооснащение построенных недавно площадок для приема воздушных судов и в сложных метеоусловиях (днем и ночью). В большей степени они ориентированы на социальные нужды, тем не менее, эти площадки пригодны для приема судов коммерческой гражданской авиации. В следующем году будут запущены 2 такие площадки, а до 2013 года еще – 5 в разных районах города. Таким образом, авиационная инфраструктура развивается так, чтобы Санкт-Петербург отвечал всем требованиям современного мегополиса, с точки зрения вертолетной составляющей. На базе Комитета по транзитно-транспортной политике сформировано предприятие ОАО «Санкт-Петербургское Агентство транспортной инфраструктуры», которое будет решать социальные задачи в интересах МЧС, а также участвовать в коммерческих перевозках. «Учитывая, что в настоящее время мы разрабатываем правила использования воздушного пространства над Санкт-Петербургом в зоне ограничения, то мы планируем с начала 2011 года сотрудничать с авиакомпаниями, которые способны предоставить на туристических рынок свои предложения. Получить подробную информацию по вертолетному обслуживанию в ближайшее время можно будет на сайте http://www.transport.spb.ru/#», - сказал Олег Полин. Ныне существующее сообщение между Петергофом и Петропавловской крепостью уже сейчас может активно использовать. Площадки отвечают нормам безопасности, и будут еще совершенствоваться. Стоимость подобной услуги в пределах разумного: до 1 500 рублей. Что касается морских круизных перевозок, то стоит напомнить, что в 2011 году Пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад» выйдет на полное развитие, обслуживая в год до 1314 судов. Судя по представленной МФ таблице, количество судозаходов и туристов растет. Президент Управляющей компании «Морской Фасад» Шавкат Кары-Ниязов сказал: «Круизные путешествия продолжают оставаться одним из наиболее востребованных сегментов туриндустрии и сохраняют свою популярность даже в условиях экономических изменений. Согласно прогнозам Европейского круизного совета число круизных туристов по итогам текущего года должно увеличиться на 5,5% по сравнению с прошлым годом, наблюдается четкий рост. Данная динамика характерна и для показателей Балтийского региона, и для Санкт-Петербурга, в частности. Так, даже в прошлом, кризисном 2009году, в город прибыло 426 тысяч пассажиров, в текущем – 460 тысяч (в пассажирский порт «Морской Фасад» 248 тысяч пассажиров в 2009 году и 365 тысяч в 2010 году). По нашим оценкам, в следующем году, только силами одного пассажирского порта «Морской фасад» будет обслужено 380 000 круизных и 170 000 паромных пассажиров». Оценивая перспективы навигации 2011 года (по поступающим заявкам от круизных компаний), капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Петр Паринов дополнил, что в Санкт-Петербург прибудет столько же судов, как и в нынешнем году, но пассажиров на них будет больше. Примерный рост он оценил в 5-10%. Это без учета паромных пассажиров. Кстати, услугами открытого весной 2010 года паромного сообщения Санкт-Петербург – Хельсинки воспользовались более 100 тыс. пассажиров, перевезено более 1,5 тыс. транспортных средств. С апреля 2011 года компания St.Peter Line запускает пассажирский круизный паром «Princess Anastasia», который будет два раза в неделю осуществлять перевозки по маршруту Петербург — Стокгольм. Открытие новой паромной линии даст возможность Санкт-Петербургу в 2011 году получить дополнительно около 400 тысяч туристов. По словам генерального директора компании St. Peter Line Андрея Мушкарева, совместная работа двух линий может дать в будущем году 1 миллион паромных пассажиров. В следующем материале по итогам декабрьской Комиссии по въездному туризму СЗРО РСТ читайте о том, как складывается сотрудничество туристских организаций и учреждений культуры, музеев Санкт-Петербурга.