Вчера прошло заседание рабочей группы ассоциации «Турпомощь» по взаимодействию с турагентами.
Как рассказал RATA-news директор ассоциации Александр Осауленко, были выработаны критерии отбора турагентств в реестр и список необходимых документов. «Турпомощь» будет заниматься, прежде всего, формированием и мониторингом реестра турагентов. «Наша задача – чтобы в перечне была достоверная информация о компаниях, соответствующая данным налоговой службы и статистике», – сказал он.
Определено также, что сумма взноса с каждой компании в год не должна превысить размер 1 МРОТ, то есть 5 тыс. рублей. «Это максимум. На деле, скорее всего, будет в несколько раз меньше, порядка 1 тысячи рублей», – сказал г-н Осауленко. Однако сейчас обсуждать размер взноса преждевременно, так как непонятно, сколько агентств войдет в реестр – их может быть и 10, и 40 тысяч. В любом случае, речь идет не о взносах в компенсационный фонд «Турпомощи», турагентства будут оплачивать только ведение реестра.
На собрании обсуждался также порядок действий рабочей группы, если будут приняты поправки в отраслевой закон, касающиеся создания реестра турагентств. По словам Александра Осауленко, группе предстоит разработать регламент на случай экстренной ситуации с туристами по вине агентства. Одновременно надо придать законную форму получению информации от агентств при возникновении проблем у туроператора. Прошлогодний опыт показал, что получить списки туристов и их контакты проще и быстрее в агентствах, нежели у туроператора, который останавливает деятельность.
«В ближайшие два дня итоги собрания рабочей группы по взаимодействию с турагентами будут упорядочены, отредактированы и отправлены в профильный комитет Госдумы. Будем ждать реакции», – сказал Александр Осауленко. С началом осенней сессии Госдумы работа над поправками в отраслевой закон должна ускориться. Ожидается, что к 1 января 2016 года они могут уже вступить в силу
Напомним, создание реестра турагентств стало одним из ключевых моментов речи Владимира Путина на недавнем Госсовете по вопросам развития туризма. Введение такой нормы, по словам г-на Осауленко, уже оформлено в виде поручения администрации президента. Однако то, что эту идею озвучил президент страны, для турбизнеса стало неожиданностью. Многие сомневаются, что перечень станет инструментом борьбы с непрозрачной розницей и мошенничеством. Если критерии внесения информации об агентстве в реестр не предполагают создания барьера для входа на рынок, то каким образом он будет регулировать этот сегмент турбизнеса? Тем более что аналог такой нормы уже существует с 2007 года – это общероссийский добровольный реестр туристических агентств, совместный проект Российского союза туриндустрии, компании «Тонкости продаж» и юридического агентства «Персона Грата».
«Принципиальное отличие создаваемого реестра от уже существующих аналогов в том, что он будет обязательным. В него должны войти все соответствующие требованиям участники розничного рынка, от самых маленьких независимых турфирм до сетевых объединений», – заметил Александр Осауленко. То есть предполагается, что агентства, не вошедшие в реестр, будут считаться нелегитимными – по аналогии с туроператорами, которые не имеют права продавать туры, если их нет в реестре Ростуризма.
Условия вхождения в реестр, по мнению г-на Осауленко, нельзя назвать совсем уж безобидными: агентства должны предоставить свои полные и точные координаты, данные о руководстве и акционерах, сведения и номер регистрационного свидетельства, регистрацию в Налоговой службе, данные об офисе компании. «Многим участникам рынка такой подход кажется чересчур мягким. Перед собранием мы опросили членов «Турпомощи», чтобы узнать их мнение. Большинство настроены жестко и выступают за введение финансовых, профессиональных и административных фильтров при составлении реестра. Однако мы считаем, что сейчас не время махать шашкой. Есть туроператорский бизнес, который неплохо регулируется законом, а есть агентский бизнес, где ситуация настолько непрозрачна, что никто не знает точно, какое количество турфирм работает в этом сегменте. Надо сделать первый шаг и собрать воедино всех занятых в туристической рознице», – пояснил Александр Осауленко.
Член рабочей группы, директор по продажам компании «Интурист» Сергей Толчин также полагает, что при вхождении в реестр не должно быть серьезных препятствий для нормально работающих турагентств. «Проект по созданию реестра на первоначальном этапе должен выглядеть просто и для всех понятно. Если мы «обложим» его множеством профессиональных и финансовых требований, он окажется тяжел для реализации. Начинать надо с простого, а затем уже, по мере понимания масштаба, вводить фильтры, корректировать или ужесточать требования», – поделился он с RATA-news.
Генеральный директор сети «Горячие туры» Светлана Макарова считает, что реестр нужен, его создание положит начало цивилизованным отношениям на турагентском рынке и повысит доверие к отрасли в целом: «Присутствие в реестре станет своеобразным знаком качества турагентства. Туристы будут знать, что эта фирма работает в соответствии с требованием закона, в ней работают профессионалы, которым можно доверить свой отдых».
Директор управляющей компании «Сеть Роза ветров» Владимир Щербатых полагает, что турагентства сейчас даже заинтересованы в том, чтобы войти в некий государственный реестр. «Это поднимет их значимость в глазах и рынка, и потребителей, что в кризисных условиях особенно важно. По своей сети мы видели прошлой осенью отток турагентств, затем наступило некоторое затишье, а с апреля пошел довольно заметный рост числа новых компаний, которые идут "под бренд"», – пояснил он. С другой стороны, полагает собеседник, создание реестра вряд ли решит многие проблемы розничного рынка, накопившиеся за долгие годы. «Во-первых, решение поступило почти в приказном порядке «сверху», а такие инициативы редко бывают глубоко продуманными. Во-вторых, чтобы реестр реально заработал, нужно внести немало законодательных дополнений, привязать его к нынешним экономическим условиям. Все это быстро сделать не получится, поэтому я не жду от этого проекта прорывных результатов. Но хуже от него точно не будет», – резюмировал Владимир Щербатых.