На прошлой неделе в «ДП» при участии филиала АКАР в СПб собрались представители петербургского рекламного рынка, чтобы подвести итоги года. По их оценке, объем ATL-услуг в 2010 г. составил 13,6 млрд рублей. За год рекламный рынок Петербурга вырос более чем на 20% по сравнению с 2009 г., когда его объем эксперты оценили в 10,9 млрд рублей. Свою лепту в этот рост внесли все ATL-сегменты (ТВ, радио, пресса, наружная и транзитная реклама, Интернет), но в разной степени. Смотри в оба Так, наружная реклама прибавила 500 млн рублей (+18% по сравнению с показателями сегмента в 2009 г.), составив в итоге 3 млрд рублей. Почти 65% из этого пришлось на долю федеральной рекламы, и 35% -- городской. Лидирующие позиции по бюджетам остались, как и прежде, за ретейлом, услугами связи, автомобильным сервисом, продажами автомобилей, туризмом, развлечениями. Вырвались вперед в 2010 г., по мнению руководителя петербургского офиса «ЭСПАР-Аналитик» Веры Дементьевой, индустрия красоты (косметика, парфюмерия) и FMCG, в частности продукты питания, бытовая химия. Правда, в топ-5 отраслей две последние отрасли пока не вошли. Транзитная реклама прибавила в 2010 г. всего 60 млн рублей (+33% по сравнению с 2009 г.), составив 286 млн. Из них, по словам генерального директора «ПTV/Первое популярное телевидение» Михаила Бурцева, 86 млн пришлось на сегмент indoor (видеомониторы в общественном транспорте) и 200 млн -- на outdoor (все форматы размещения на транспорте). Основные деньги в indoor по-прежнему приносят местный ретейл, развлечения, туризм, медицина, продукты, бытовая химия. Доля бюджетов, приходящих через рекламные агентства и напрямую от федеральных рекламодателей, -- 20-30%. В outdoor соотношение местных и федеральных размещений оценено экспертами как 60/40. Мнения экспертов по поводу объема рекламы в метрополитене разошлись: от 600 млн до 1 млрд рублей. В итоговом расчете была учтена средняя оценка -- 800 млн рублей. Агентства, работающие с рекламой в метро, на запрос, отправленный им дополнительно, ответа не дали. По данным пресс-службы ГУП «Метрополитен», его доход от реализации рекламы в 2010 г. составил 421 млн рублей. Ловля сетями Рекламные бюджеты, потраченные локальными и федеральными компаниями на петербургских интернет-площадках, эксперты оценили в 1-1,2 млрд рублей. Рост по сравнению с 2009 г. составил более 60%. Первые строки в списке рекламодателей занимают, по мнению руководителя media-отдела Molinos Нигины Хакимовой, автомобильные компании, недвижимость, медицина, FMCG. По мнению руководителя департамента регионального развития «Бегун» Ольги Величко, наиболее активны мелкие рекламодатели, которые ориентируются на быстрый возврат вложенных средств. Директор TRAFFIC Алексей Куприянов считает, что если в оценке объема интернет-рекламы учитывать федеральные деньги в локальных блоках, целенаправленно потраченные на жителей Петербурга, то речь может идти о 2,1-2,2 млрд рублей. Прессинг потребителя Сегмент «пресса» прибавил в 2010 г. 250 млн рублей (+7% по сравнению с 2009 г.), составив 3,5 млрд рублей. Структура рекламодателей значимых изменений не претерпела, по мнению руководителя отдела мониторинга СМИ «Гортис» Вячеслава Жигулина. На бюджетном олимпе остаются медицинские центры, косметическая продукция, недвижимость, показавшая по сравнению с прошлым годом некоторый прирост, финансовые услуги. Бюджеты автомобильных брендов, традиционно входивших в топ-3, уменьшились. «Рекламодатель, привыкший получать мгновенный эффект от прессы и сегодня его не получающий в силу снизившейся платежеспособности населения, начал сильно метаться и искать новые носители, переходить от одного издания к другому. Не знаю, насколько сильно это повлияло на другие сегменты, но на прессу -- несомненно», -- замечает директор по рекламе «Антенна-Телесемь СПб» Дмитрий Витковский. Говорит и показывает Радиореклама в 2010 г. прибавила около 26%, то есть 210 млн рублей, составив в итоге 900 млн -- 1 млрд рублей. Половина из этих денег пришла, по мнению экспертов, от прямых рекламодателей, другая половина -- через рекламные агентства. Примерно четверть бюджетов, потраченных на радиоэфир, принадлежит федеральным рекламодателям. Объем телерекламы в 2010 г. эксперты оценили в 3,8-3,9 млрд рублей. Рост по сравнению с 2009 г., когда этот сегмент оценивался в 3-3,5 млрд, составил более 11%. 13,6 млрд рублей -- объем рынка рекламы в Петербурге, по оценке экспертов. В 2009 г. его оценили, по данным adlife.spb.ru, в 10,9 млрд. Участники встречи ТВ: Алексей Южанов («Видео Интернешнл -- СПб»), Николай Гришков («Алькасар-СПб»), Наталья Самсонова (РЕН ТВ). Наружная реклама: Владимир Рябовол (News Outdoor), Вячеслав Ананских («Корпорация «Руан»), Галина Щербинина (Clear Channel), Вера Дементьева («ЭСПАР-Аналитик»). Пресса: Григорий Матыжев («Metro-Петербург»), Лариса Громыко («Мой район»), Дмитрий Витковский («Антенна-Телесемь» СПб), Вячеслав Жигулин («Гортис»). Радио: Анастасия Тихонова («Видео Интернешнл -- СПб»), Елена Радченко («Дорожное радио», «Радио Хит», «Радио Ваня»), Анна Флейшер, Марина Роменская (Love Radio СПб), Екатерина Борисова (ВКПМ в СПб). Транзит: Михаил Бурцев («ПTV/Первое популярное телевидение»), Вадим Богданов («062-реклама»). Интернет: Нигина Хакимова (Molinos). Не все представители смогли лично присутствовать на встрече, но ознакомились с итогами и дали свои комментарии: Михаил Попонов (TNS СПб), Алексей Куприянов (TRAFFIC), Ольга Величко («Бегун»).