Алтайские компании не спешат вступать в реестр, схема работы которого остаётся непонятной
С 1 января 2017 года вступают в силу поправки к закону «Об основах туристской деятельности в РФ», существенно меняющие работу не только туроператоров, но и турагентов, сведения о которых будут аккумулированы в соответствующем реестре. До подписания подзаконных актов, регламентирующих его деятельность, участники алтайского туррынка не готовы окончательно сформулировать своё отношение к членству в федеральном реестре турагентств. Тем не менее, уже сейчас высказываются опасения, что введение обязательного и платного принципа его формирования не решит проблемы ответственности участников рынка, но будет способствовать уходу части из них в теневой сегмент.
Не дожидаясь, пока поправки к отраслевому закону вступят в силу, объединение туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» приступило к формированию добровольного реестра турагентств. Как сообщил на встрече с коллегами в Новосибирске руководитель «Туропомощи» Александр Осауленко, в дальнейшем на базе добровольного списка будет создан обязательный реестр турагентств, публикация которого предполагается, в том числе, и на сайте Ростуризма. На сегодняшний день реестр «Турпомощи» содержит информацию об 1308 турагентствах. В их числе есть и алтайские компании.
Напомним, что, согласно правовым новациям, с 2017 года отсутствие сведений об агентстве в реестре влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей. «С одной стороны, необходимость упорядочения работы турагентств созрела, - считает Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот». – А с другой, без устранения пробелов в работе со страховыми компаниями, без принятия необходимых и важных туризму поправок в законе «Об основах туристской деятельности» толку будет мало. Страховые компании на сегодняшний день не являются гарантами. Лопаются, как мыльные пузыри. Так же, как и банки. То есть всё надо делать комплексно. А поправки к отраслевому закону, по моему мнению, устарели ещё до вступления их в силу».
На сегодняшний день участие в добровольном реестре турагентств, по словам Александр Осауленко, обходится его участникам в одну тысячу рублей в год, какие правила будут действовать в дальнейшем, пока не известно. Эксперты убеждены в одном: простая процедура вхождения в реестр и публикация названий компаний не защитит туристов и не очистит рынок от мошенников. «На бесплатной основе толку от реестра будет ноль! На качество и порядочность работы турагентств обязательный список Ростуризма никак не повлияет», - говорит Тамара Алехина, директор турагентства «Гермес».
Наиболее приемлемым вариантом решения вопросов регулирования агентского рынка представители алтайского турбизнеса считают возврат к лицензированию. «Моё субъективное мнение – это самый оптимальный вариант. Или же вступление в реестр сделать обязательным для всех, но на платной основе. Причём устанавливать эту стоимость нужно с учётом специфики регионов», - убеждена Тамара Алехина.
По мнению Елены Чупиной, исполнительного директора турагенства «Пятница», необходимость создания реестра турагентств созрела давно: «Тем более, раньше такой перечень существовал. Но если речь пойдёт о материальных взносах в этот реестр, это повлечёт ряд проблем. Как будут использоваться, на что будут направлены данные средства? Если взносы, которые платят туроператоры, вошедшие в ЕФРТ, нацелены на помощь пострадавшим туристам, то в данном случае прозрачности изначально не будет. Финансовая подоплёка может повлечь за собой уход в тень многих турагентов». Разделяет эти опасения и Сергей Плотников, директор «Алтайского бюро путешествий»: «Я убежден, что турагентов, работающих сейчас в «тени», станет ещё больше». В то же время эксперт добавляет, что возможность оказаться в реестре Ростуризма позволит агентам поднять рейтинг и репутацию среди туристов и туроператоров.
Стоит отметить, что предварительные результаты голосования, завершающегося на «Сибирском Туристическом Портале», свидетельствует о том, что значительная часть участников рынка заняли выжидательную позицию относительно перспектив членства в едином федеральном реестре турагентств.