В 2025 г. оружиеведческое сообщество отмечает памятную дату – 170-летие со дня рождения величайшего конструктора-оружейника с мировым именем Джона Мозеса Браунинга.
В рамках этого события Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи представляет исследовательский проект, состоящий из двух частей: первой русскоязычной монографии «Джон Мозес Браунинг. Человек эпохи оружейной революции», посвященной оружейнику и выставки «Оружейный магазин Джона М. Браунинга», основанной на книге.
Важной частью выставки является декорации оружейного магазина конца XIX-начала ХХ вв., за прилавком которого стоит сам Джон Браунинг. Его, как продавца, можно вызвать из глубины магазина нажатием звонка на прилавке. В тишине раздастся звук тяжелой обуви по деревянному полу, и его фигура будет подсвечена тусклой лампой.
Несмотря на то, что фигура за прилавком символизирует самого Браунинга с его неизменной шляпой и оружием в руках (как на многих фотографиях с ним), в витринах магазина представлено оружие, предлагавшееся покупателю в т.ч. на территории Российской империи: не только легендарные пистолеты Браунинга от компаний Фабрик Националь и Кольта, но и оружие самообороны, а также вполне обыденные пистолеты Маузера.
Джон вырос в мастерской своего отца, Джонатана Браунинга, который в 1840-х гг. разработал несколько оригинальных оружейных конструкций. Это оружие хранится в музее Браунингов в г. Огден, США и недоступно для экспонирования. Для того, чтобы показать эти разработки публике, специально для книги и выставки были выполнены рисунки образцов, экспонирующихся в витрине американского музея – они представлены на выставке.
Выставка ограничена 1926 г., когда Джон Браунинг ушёл из жизни, однако большинство образцов, разработанных им, состоят на вооружении до сих пор и популярны среди гражданского населения по всему миру. Ограниченное пространство выставки не позволяет показать абсолютно все образцы (особенно посмертного периода), а также ручные и станковые пулемёты. В связи с этим, в пространство выставки интегрирован сенсорный монитор, в котором представлены объемные оцифрованные модели оружия из коллекции музея, как общие виды, так и детали (клейма, надписи, особенности конструкции).
Одним из авторских подходов на выставке является непрямое повествование. На выставке зрителю предлагается увидеть несколько авторских инсталляций и множество т.н. «пасхалок» - символичных элементов, которые незначительно влияют на общее впечатление, но добавляют всему пространству очарования, а также являются поводом к рассказу о мелочах, курьёзах и событиях, которые напрямую не относятся к жизни и творчеству оружейника, но оказали влияние на них. Авторские инсталляции завуалированно рассказывают о неприкрашенном идеализме в отношении оружия в обществе начала ХХ в. и создании «супер-оружия», об уникальном складе ума Джона Браунинга, которого называли «Эдисоном от оружия» и о том, что в начале ХХ в. мало кто понимал разницу между револьвером и пистолетом, что, безусловно, повлияло на криминальные хроники.
Основой выставки является коллекция оружия, разработанного различными предприятиями на основе патентов Джона Браунинга, около 60-ти образцов пистолетов, дробовых ружей, самозарядных винтовок. Куратор выставки и автор книги, испытывая персональный интерес, заостряет внимание зрителя на теме «русского заказа», иными словами, истории бытования оружия Браунинга на территории Российской империи и СССР. Эта тема раскрывается двумя витринами. В одной представлено оружие разработки Браунинга, заказанное царской и советской армиями. В другой витрине представлены ведомственные заказы, пистолеты FNM1903, состоявшие на вооружении Отдельного корпуса жандармов и Бакинской сыскной полиции. Рядом лежит редчайшая «образцовая» кобура обр. 1914 г. к пистолету FN 1900.
Немало внимания автором выставки уделено и теме коммерческого успеха Браунинга. Его оружие мгновенно копировали. Часть предприятий делали это на основе покупки его патентов и лицензий. Другие копировали внешне, не заключая никакого соглашения. Внешне это оружие, безусловно, похоже на легендарные пистолеты, но конструктивно отличается. Термин «браунинг» в начале ХХв. стал буквально словом нарицательным. Предприимчивые бельгийские компании посчитали, что не имеет смысла создавать что-то новое, и взяв за основу обычный и невероятно распространенный карманный револьвер, придали ему внешнее сходство с пистолетами Браунинга, дополнив имитацией пистолетного магазина – так появился на свет револьвер «браунинг» - этот уникальный образец также представлен на выставке.
На выставке представлены практически все образцы авторства Джона Браунинга, начиная от его первой однозарядной винтовки и легендарных магазинных карабинов, разработанных для компании Винчестер, и заканчивая самозарядной винтовкой от компании Ремингтон и спортивным малокалиберным пистолетом от компании Кольт.
Отдельная витрина, названная «Жизнь после смерти», посвящена посмертной разработке Браунинга – легендарному пистолету FNBrowning«High-Power» М1935, доработанному уже после 1926 г.
Флагманской витриной с оружием является витрина «Легенды Дикого Запада», где помимо стандартных образцов представлен магазинный карабин WinchesterM1894 с традиционными декоративными элементами коренных народов Америки. Для его атрибуции автор обращался к Племенному совету народа чероки (США) и специалисту-орнитологу (Государственный музей Дарвина) – оружие принадлежало одному из воинов племен команчи или кийова-апачи в Западной Оклахоме.
Куратор выставки – Никита Алексеевич Оводков, старший научный сотрудник, хранитель оружейных фондов музея, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям по специализации «Оружие».
Выставка «Оружейный магазин Джона М. Браунинга» будет открыта до мая 2026 г
Фото www.artillery-museum.ru