В современном мире мы понимаем, что для создания любого печатного материала, будь то флаер или книга, нужен специалист, который владеет программой для цифровой верстки.
После работы за компьютером макет на мониторе готов к печати. Однако в 1970–1980-е годы весь процесс выполнялся вручную. Художники тогда демонстрировали невероятные навыки и мастерство. Среди таких ярких личностей — Валерий Павлович Базунов (1946 г.).
В. П. Базунов учился у лучших мастеров своего времени. В 1973 году он окончил Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной по кафедре промышленной графики, которой заведовал Василий Сергеевич Муравьев-Амурский (1940 – 2025), ученик и соратник Иосифа Александровича Вакса (1899 – 1986), выдающегося архитектора и педагога, основателя ленинградской школы дизайна.
В учебном процессе большое внимание уделялось макетированию и работе с формой. Преподаватели подчеркивали, что настоящий художник должен быть всесторонне эрудированным. Студенты работали над товарными знаками, изучали особенности упаковки и фотодело, разрабатывали рекламные плакаты и даже снимали собственные видеоролики.
Уже на втором курсе юного художника позвали в молодёжную газету «Смена на студенческой стройке». Этот шаг в дальнейшем приведет к долгим годам плодотворного сотрудничества с различными газетами («Смена», «Ленинградская правда», «Спортивная неделя», «Вечерний Ленинград»).
Оформление газеты требовало гибкости и мастерства в различных жанрах графики. Валерий Павлович создавал коллажи и рисунки для заставок, иллюстрировал статьи, будь то портреты или жанровые сцены. Его работы регулярно появлялись на газетных полосах, что требовало оперативности и умения работать в условиях плотного графика выпуска.
Графические работы В. П. Базунова: агитационные материалы, производственные сюжеты, портреты.
Даже самые мощные и информативные статьи, лишенные выразительных визуальных акцентов, могли остаться незамеченными. Иллюстрации и дизайн выступали в этом смысле как компоненты, способствующие не только восприятию, но и интерпретации журналистских текстов, обеспечивая их максимальную эффективность.
Помимо творческой деятельности в газете В. П. Базунов проявил себя в оформлении книжных изданий (Клименченко Ю. Д. «Штурман дальнего плавания»: Роман - Л. : Лениздат, 1983; Демиденко М. И. «Снег у порога»: Повести и рассказы - Л. : Лениздат, 1982 и т. д.), прорисовке рекламных плакатов для кино («Холодное лето пятьдесят третьего» (1987), «Левша» (1986), «Берега в тумане» (1985), «Площадь восстания» (1986) и т. д.), а, также, в создании коллекционных конвертов (например серия к 50-летию победы во Второй мировой войне).
Графические работы В. П. Базунова: книжная графика, рекламные постеры к кинофильмам, пейзажи.
Творческая биография Валерия Павловича Базунова как нельзя лучше иллюстрирует тезис, что «настоящий талант не подвластен времени». Поэтому, хотя в тот период профессии под названием «графический дизайнер» в СССР и не существовало, однако по профессиональным подходам, по комплексному видению задач, по самой сути своей творческой натуры он именно такой человек. Исходя из этого проведение его персональной выставки именно в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров более чем уместно.
А. А. Бойко,
старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея политической истории России, кандидат искусствоведения
Плакат выставки. С. Дужников, 2025 / designspb.ru