Что касается оценки уровня качества характеристик и услуг средств размещения, то «звёзды» присваиваются добровольно и только гостиницам и санаториям в случае оказания ими гостиничных услуг.
На сегодня в Реестре ФСА из 25 999, прошедших самооценку средств размещения, 21 150 гостиниц и санаториев, из которых только 8 350 (39,5%) заявились и получили «звёзды» от 1* до 5* (32% от всех СР). При этом всем остальным средствам размещения – не гостиницам (базы отдыха, кемпинги, гостевые дома ) «звёзды» вообще не присваиваются. ГД на ИЖС на сегодня в Реестре ФСА всего 167, но в 2026-2027 годах ожидается несколько десятков тысяч, из которых в Крыму около 9 000, а в Краснодарском крае более 30 000.
И как в этом случае ориентировать потребителя в уровне качества подавляющего большинства средств размещения (более 80% в 2026).
Субъективные и зачастую не очень корректные отзывы туристов или дополнительные описания отельерами, расхваливающими свои средства размещения, «кто во что горазд» на своих сайтах, порталах агрегаторов, интернет-площадках и в соцсетях, малоинформативны и несистемны, без возможности поиска, выборки и сравнения в рейтинге качества по объективным параметрам, как это в случае со «звёздами» гостиниц. Каким образом при отсутствии рейтинга качества по привычной градации по категориям «звёзд» импортозамещать зарубежные курорты для российских туристов и привлекать наших и зарубежных туристов в регионы России?
Очевидно, что в такой ситуации рынку надо самому как-то решать вопрос оценки качества для информирования потребителей, раз уж он выпал из госрегулирования для значительной части средств размещения. По ФЗ 162 «О стандартизации в РФ» стандарты качества дело добровольное. В мировой практике система оценки качества гостиниц на «звёзды» (иногда буквы или короны) разрабатывается и применяется в основном гостиничными ассоциациями отельеров, как, например, HotelStars Union, объединившая 39 ассоциаций из 24 европейских стран. В США «звёзды» присваивает автомобильная ассоциация. Применяются и иные системы оценки качества, аналогичные «звёздам», разработанные туроператорами или общественными организациями по защите прав потребителей. В мире более 40 систем оценки на «звёзды» отелей. Достаточно много отелей с этими не русскими "звёздами" реализуются сегодня туроператорами для российских туристов в зарубежных турпакетах.
Доля российских разработок систем оценки качества, главное, чтоб их стандарты качества соответствовали ФЗ 162 и соблюдали права потребителей, а не «кто во что горазд». Одна из таких систем оценки качества средств размещения, исходя из усреднённых требований к «звёздам» отелей разных стран - «Система распределённой звёздности» СРЗ «Звездочёт», которая разработана и применяется общественной организацией по защите прав потребителей ОО ЗПП «Курортный Крым».
Александр Бурдонов.
Председатель ОО ЗПП «Курортный Крым»
Директор аккредитованной организации по классификации средств размещения АНО «Турэкспертиза»
Фото Александр Бурдонов / https://vk.com/aburdonov