Двойной юбилей «отцов-основателей» театра «Зазеркалье»

В театре «Зазеркалье» радостное событие – точнее, даже два: это двойной юбилей  основателей и  бессменных руководителей Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»,  народных артистов России Александра Васильевича Петрова и Павла Ароновича Бубельникова.

31 октября исполнится 75 лет художественному руководителю «Зазеркалья» А.В. Петрову, а 9 ноября – 80 лет главному дирижёру театра П.А. Бубельникову.

Во главе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» уже 37 лет стоят его создатели, ныне народные артисты России художественный руководитель Александр Васильевич Петров и главный дирижёр Павел Аронович Бубельников.

Больше половины своей жизни каждый из них отдал «Зазеркалью», заложив фундамент, сформировав лицо и выстроив историю театра, без которого уже не представить культурное поле Петербурга. Но была ещё и предыстория: начавшаяся в 1982 году  совместная педагогическая работа Петрова и Бубельникова в Театральном институте (тогда – ЛГИТМиКе) по уникальной авторской методике. Первый же их выпуск курса «Актёр музыкального театра» в 1987 году и стал ядром новорождённого театра «Зазеркалье». А.В. Петров сегодня – профессор Театрального института (ныне – РГИСИ), многие его ученики работают не только в «Зазеркалье», но и в ведущих музыкальных театрах в России и за рубежом.

Наряду с такими широко известными операми, как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Отелло», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Так поступают все», «Свадьба Фигаро», «Сказки Гофмана» и многие-многие другие, зрители «Зазеркалья» вкушают и оперные раритеты. Среди них – блестящие виртуозные оперы Россини: «Золушка», «Итальянка в Алжире» (первое в России исполнение отечественной труппой: прежде опера ставилась в России лишь в XIX веке, притом силами иностранных трупп). Единственная в своём роде опера Гершвина «Порги и Бесс» уже много лет в Петербурге идёт также только на сцене «Зазеркалья».
О «Зазеркалье», где за 37 лет поставлено более 100 спектаклей для зрителей всех возрастов, давно можно говорить как о театре, одухотворяющем жизнь петербуржцев. Но творческая судьба и Павла Бубельникова,  и  Александра Петрова оказалась связана с культурой Петербурга задолго до основания ими  собственного авторского театра – «Зазеркалья».

Окончив в 1962 году школу-десятилетку при Ленинградской консерватории (с ним вместе учились Марис Янсонс, Владимир Спиваков, Юрий Кочнев, Эдвард Чивжель, Соломон Волков), Павел Бубельников поступил в консерваторию как пианист, а затем – на дирижёрский факультет к легендарному профессору Илье Александровичу Мусину. Ещё студентом он начал свою дирижёрскую деятельность в Оперной студии, а в 1968 году – в Малом оперном театре, где работал до 1993 года и где в его репертуаре было более 80 спектаклей, в том числе оперы «Евгений Онегин» и  «Иоланта» П. Чайковского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова, «Травиата» и «Дон Карлос» Дж. Верди, «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини, балеты П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Жизель» А. Адана, «Коппелия» Л. Делиба, «Ромео и Джульетта», «Золушка»,  «Сказка о шуте» С. Прокофьева, «Петрушка» и «Весна священная» И. Стравинского, «Ярославна» Б. Тищенко. Павел Бубельников стал музыкальным руководителем первой в России постановки оперы Джан Карло Менотти «Медиум» (1979, режиссер Александр Петров).  С труппой Малого театра оперы и балета гастролировал в Австрии, Германии, Италии, Ливане, Франции, Японии. В Тбилисском Театре оперы и балета им. 3. Палиашвили осуществил постановку «Трубадура» Дж.Верди (с режиссером Александром Петровым).

Спустя годы, совмещая работу главного дирижера театра «Зазеркалье» с работой приглашенного дирижера в Мариинском и Михайловском театрах, П.А. Бубельников участвовал в гастролях этих театров в США, Англии, Канаде, Японии, Италии, Южной Корее. В обоих театрах он  выступал дирижером многих оперных и балетных спектаклей классического репертуара, куда входят сценические произведения Дж. Верди, Дж. Пуччини, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, а также спектаклей современной балетной хореографии (в том числе –  «Хрустальный дворец» на музыку Симфонии  С-dur Ж. Бизе в Мариинском театре). Он также являлся музыкальным руководителем и дирижёром таких постановок, как «Любовный напиток» Г. Доницетти в Концертном зале Мариинского театра (режиссёр – Александр Петров), «Дон Кихот» Л. Минкуса и «Щелкунчик» П. Чайковского в хореографии Начо Дуато в Михайловском театре.

В марте 2006 года под музыкальным руководством Павла Бубельникова и в режиссуре Александра Петрова состоялась постановка оперы П.И.Чайковского «Иоланта» в Центре оперного пения Галины Вишневской в Москве. Затем эта опера была исполнена на юбилее выдающейся певицы в Петербурге в Эрмитажном театре с оркестром театра «Зазеркалье». Павел Бубельников выступает с концертами в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии с обоими филармоническими оркестрами.
Как и Павел Бубельников, Александр Петров учился в знаменитой школе-десятилетке при Ленинградской консерватории. Поступил в Театральный институт на режиссуру музыкального театра, а спустя два года – в консерваторию на оперную режиссуру к незаурядному мастеру Эмилю Пасынкову. Уже со второго курса работал в Малом оперном театре и второкурсником поставил здесь «Иоланту» (впервые встретившись в этой работе с дирижёром Павлом Бубельниковым). В 1974-1987 гг. — режиссер Малого театра оперы и балета (ныне Михайловский театр), где поставил «Риголетто» Дж. Верди, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (впервые в России), «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Фердинанд Великолепный» С. Баневича и другие спектакли. В том числе, в союзе с дирижёром Павлом Бубельниковым – оперу Дж.К. Менотти «Медиум». Менотти, который часто сам выступал в качестве режиссера-постановщика своих опер, был в Ленинграде на российской премьере «Медиума» и в одном из газетных интервью, назвав спектакль глубоким и оригинальным воплощением своего композиторского замысла, признался, что как режиссер он испытывает чувство зависти.

Среди наиболее значительных постановок Александра Петрова: «Медиум» Дж. К. Менотти, «Человек из Ламанчи» М. Ли, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини (все – Малый театр оперы и балета, ныне Михайловский театр), «Трубадур» Дж. Верди и «Борис Годунов» М. Мусоргского в тбилисском Театре оперы и балета им. 3. Палиашвили, «Борис Годунов» М. Мусоргского в Старой Загоре (Первая премия и «Пальмовая ветвь» фестиваля в Софии) и «Кола Брюньон» Д. Кабалевского в Старой Загоре; «Иоланта» П. Чайковского в Центре оперного пения Галины Вишневской (спектакль награжден Комитетом по культуре г. Москвы Золотым дипломом в номинации «Лучший оперный спектакль» Московского театрального фестиваля 2005-2006), «Двенадцать месяцев» С. Баневича в Московском академическом государственном детском музыкальном театре им. Н. И. Сац, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, «Соловей» И. Стравинского, «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Любовный напиток» Г. Доницетти, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта в Мариинском театре, «Беатриче и Бенедикт» в Большом театре. Имеет также постановки в театрах Петербурга (БДТ им. Г. А. Товстоногова, Академический театр комедии им. Н.П.Акимова, Театр на Литейном, ТЮЗ им. А. А. Брянцева), Красноярска, Хабаровска, Минска, Одессы и др.

В 1982 году А.В. Петров стал мастером кура «Актер музыкального театра» в РГИСИ (бывший ЛГИТМиК, затем СПГАТИ) и сегодня, являясь профессором РГИСИ, продолжает обучать студентов на основе разработанной им уникальной авторской методики.

Беря на себя ответственность не только за свой театр, но и за судьбу отечественного театра для детей в целом, А.В. Петров в 2004 г. стал инициатором создания и арт-директором Российской Национальной премии и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».

Судьба свела Александра Петрова и Павла Бубельникова ещё в начале 1970-х, задолго до «Зазеркалья» – в Малом оперном театре, где вместе они работали над спектаклями, где жизнь всерьёз испытывала их на прочность и выковывала их общие человеческие и художественные ценности.  

Общему пути режиссёра и дирижёра полвека – факт сам по себе исключительный и сокрушающий незыблемое мнение о родовом конфликте режиссёрской и дирижёрской профессий. Аналогов такого тандема, пожалуй, не найти!

В своих театральных странствиях, земных и духовных, Павел Бубельников и Александр Петров связаны в главном: чудесным образом оба они десятилетиями сохраняют редкий человеческий дар взаимного слуха, доверия и уважения художников друг к другу и, пожалуй, самое дорогое – молодую очарованность театром и музыкой. 

 

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕТРОВ – художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»,  арт-директор Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин»

Народный артист России
Лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры: за уникальный вклад в развитие оперного искусства для детей (1996), за вклад в музыкальную культуру (2005), за создание оперного спектакля «Золушка» Дж. Россини (2009), за создание оперного спектакля «Отелло» Дж. Верди (2021)

Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»

Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» в почётной номинации  «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»  

Лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» «За великое служение театру для детей»
Лауреат Премии «Легенда» в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»
Кавалер Ордена «Знак почета»
Награждён почётным знаком отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»

 

ПАВЕЛ АРОНОВИЧ БУБЕЛЬНИКОВ – главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»
Народный артист России
Лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры: за уникальный вклад в развитие оперного искусства для детей (1996), за вклад в музыкальную культуру (2005), за создание оперного спектакля «Золушка» Дж. Россини (2009), за создание оперного спектакля «Отелло» Дж. Верди (2021)

Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»

Лауреат Премии «Легенда» в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку»
Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Музыкальный руководитель» за спектакль «Отелло» театра «Зазеркалье»

Лауреат Российской Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» «За великое служение театру для детей»

В 2014 году был признан «лучшим балетным дирижером», получив за свою дирижерскую работу в Мариинском театре Европейскую награду «Приз Тальони», учрежденную фондом Владимира Малахова.

 

Фото www.zazerkal.spb.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «События»

Ноябрь 16, 2025 - 04:16

С 18 ноября по 3 декабря в Петербурге во второй раз пройдёт Фестиваль искусств имени Ф.И. Шаляпина «Дар», посвящённый феномену уникального дарования великого русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина, чьё творчество стало символом духовного величия России.  

 

Ноябрь 15, 2025 - 14:08

Форум «Travel Hub. Приезжай. Зима» уже в седьмой раз примет на своих площадках международное сообщество экспертов, представителей органов государственной власти и лидеров рынка туристических услуг из разных стран.  

 

Ноябрь 15, 2025 - 13:44

12 ноября в Красноярске прошло стратегическое событие для региональной туристической отрасли – форсайт-сессия, организованная Центром компетенций в сфере туризма и гостеприимства, учрежденным Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» при поддержке Минэкономразвития РФ.  

 

Ноябрь 15, 2025 - 13:37

Театры Северной столицы должны быть неотъемлемой частью туристских маршрутов. Об этом шла речь в ходе визита туроператоров в Санкт‑Петербургский академический театр имени Ленсовета.