Евгений Панкевич: Сезонность уже стирается" - Петербург меняет маршруты туристов

О том, как привлекать в город платёжеспособных путешественников, поговорили с председателем комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга Евгением Панкевичем.

 

В 2024 году турпоток в Петербург составил 11,6 млн человек. К 2030 году ожидается 18,3 млн. За счёт чего предполагается этого достичь?

 

— Прогнозы аналитиков и независимых экспертов подтверждаются текущей статистикой, интерес внутреннего путешественника к поездкам по стране, и в первую очередь в Петербург, растёт. За первые 9 месяцев город посетили 9,4 млн туристов, это уже больше, чем за аналогичный период 2024 года. И иностранцы к нам тоже едут: прежде всего из Китая, Индии, Вьетнама, Саудовской Аравии, Ирана, Беларуси, Казахстана и Узбекистана. По официальным данным, иностранный турпоток в Петербург с начала 2025 года составил уже 600 тыс. человек, что превышает прошлогодний показатель.
 
Как город помогает развитию конгрессно-выставочной деятельности?
— Мы последовательно инвестируем в качественное продвижение: участвуем в профильных выставках в Индии, Китае, Вьетнаме и на территории РФ. Также проводим тематические мероприятия за рубежом, приглашаем в город отраслевых партнёров — туроператоров, иногда отельеров и компании ивент-рынка, чтобы продвигать наш турпродукт.
 
Такая модель взаимодействия с партнёрами остаётся классической и рабочей. Людям важны личное общение и прямые бизнес- контакты. Мы организуем встречи с байерами, которые формируют группы, чартеры и деловые мероприятия, чтобы наращивать приток в город. В ближайшее время анонсируем несколько роуд-шоу. До конца года поедем в Китай и страны Персидского залива (ОАЭ, Оман) представлять наши туристические продукты коллегам.
 
Каково значение конгрессно-выставочной деятельности для экономики Петербурга?
— Общий вклад индустрии туризма в экономику города составил 730 млрд рублей по итогам 2024 года, в том числе конгрессно-выставочная деятельность принесла бюджету 80 млрд рублей. Для нас этот сегмент важен, именно поэтому в нашем городе создано профильное учреждение, специализирующееся на конгрессно-выставочной деятельности: Конгрессно-выставочное бюро — СПб ГБУ КВБ. Если раньше мы в основном работали с международными брендами, то сейчас — с российскими компаниями и марками. Примером деятельности Конгрессно-выставочного бюро является организация форума-фестиваля "Российская креативная неделя" — крупного федерального события в сфере креативной экономики, где принимаются важные бизнес-решения и заключаются инвестиционные партнёрства. Началась она в Москве, а завершилась в Санкт-Петербурге.
 
Как город поддерживает развитие делового туризма в целом?
— Мы проводим собственные крупные мероприятия, например петербургский международный туристский форум "TRAVEL HUB. Путешествуй! Зима". Это большая дискуссионная площадка, которая объединяет представителей органов власти, бизнеса и общественных организаций. Там обсуждаются вопросы, касающиеся туризма (в том числе делового), подводятся итоги деятельности, строятся прогнозы и планы на будущее.
 
Конгрессно-выставочное бюро набрало за 10 лет большой опыт, что позволяет ему выступать техническим организатором крупных форумов по заказу городских органов исполнительной власти. Так, комитет по экономической политике и стратегическому планированию будет проводить Форум стратегов, и техническим организатором выступит КВБ. Также по традиции мы организуем силами бюро Налоговый форум для коллег, берём на себя именно техническую сторону вопроса.
Это важные события, ради которых в город приезжают с деловыми целями эксперты, представители бизнеса и просто заинтересованные люди. Их визиты в рамках командировок положительно сказываются на общих показателях делового потока.
 
Сейчас в госпрограмме действует такая мера поддержки, как субсидия организаторам событий: 25 деловых мероприятий получат поддержку практически на 47 млн рублей в 2025 году. Мы уверены, что и в следующем году повторим этот опыт. Благодаря этой мере поддержки в Петербурге проходит много разных мероприятий.
 
У нас уникальная ситуация по количеству площадок: помимо "ЭкспоФорума" доступны выставочные, музейные и театральные пространства, которые можно адаптировать под конференции и конгрессы. Пример совмещения форматов — фестиваль "Цифровой дождь": массовое городское событие для жителей и гостей и одновременно конференция по световому искусству с профильными спикерами и участниками из других регионов. Это иллюстрирует стирание границы между событийным и деловым туризмом — в зависимости от замысла и возможностей организаторов.
 
В последнее время гостиницы открываются редко, особенно пятизвёздочные, при этом появляется много апарт-отелей. Туроператоры, которые занимаются приёмом иностранцев, говорят, что это проблема, поскольку иностранным гостям апарты не очень привычны и удобны. Что могло бы стать решением вопроса?
— Недавно в Калининском районе открылся отель на 802 номера — это существенное пополнение номерного фонда. Всего в городе около 1300 отелей и порядка 58 тыс. номеров, этого достаточно для приёма больших объёмов круглогодично. До конца года ожидается ещё одно открытие, новые объекты запланированы и на следующий год.
 
В чём видите ключевые цели в развитии туристической инфраструктуры города?
— Я считаю, что наиболее важные планы на ближайшие 1–2 года связаны с инфраструктурой и мегапроектами, которые дадут прирост потока. Также акцентируем внимание на развитии приоритетных ниш — конгрессный, медицинский, культурно- познавательный туризм. Мы расширяем маршрутную сеть под разные целевые аудитории для повышения возвратности — повторных посещений города туристами. Это один из главных KPI для города.
 
По состоянию на 2024 год индекс удовлетворённости поездкой в Северную столицу составил 84%, а индекс возвратности — 50%. Это означает, что большинство гостей остаются довольны поездкой, а половина из них приезжают более одного раза. В декабре (12–15 декабря) на Travel Hub мы представим обновлённое аналитическое исследование за 2025 год. По нашим данным, каждый седьмой конгрессный турист возвращается после рабочей поездки в Петербург уже с семьёй — это заметный вклад в экономику.
 
Какие новые туристические маршруты появляются в городе?
— Для нас важны такие направления, как семейный и детский туризм. Ключевой вопрос в этом случае — безопасность организованных перевозок и качество контента: соответствие школьной программе, грамотная подача в музеях и на экскурсиях, патриотические маршруты. Отдельно развиваем проект "Новая туристская география", который продвигает новые локации, креативные пространства и кластеры.
 
Мы запустили проект по развитию научно–популярного туризма. Его аудитория — в первую очередь семьи с детьми, абитуриенты, студенты, а также туристы, которым интересны университеты и научные центры Петербурга. В рамках проекта открываются двери в лаборатории, музеи и исследовательские пространства. На презентацию мы пригласили туроператоров, которые будут работать напрямую с вузами и предлагать экскурсии и маршруты. К проекту до конца года планируем привлечь порядка 15–20 вузов и учреждений, и их число будет расти. Для нас важно, чтобы туроператоры встроили университеты в систему приёма туристов. Это позволит продвигать научный туризм на выставках в России и за рубежом как отдельный продукт. Формат экскурсий по научно–популярным маршрутам востребован во всём мире, и у Петербурга есть что показать в этой сфере.
 
Эксперты многократно говорили о необходимости стирать границу сезонности в туризме, в том числе за счёт увеличения календаря мероприятий (включая конгрессно-выставочные). Есть ли это в планах?
 
— Сезонность уже стирается за счёт событий, проводимых в Петербурге. Самые зрелищные ивенты, на которых многие стремятся побывать, мы традиционно организуем в период новогодних праздников, это позволяет усилить зимний сезон и увеличить количество приезжающих в город путешественников. Например, проходит выставка ледовых скульптур в Петропавловской крепости, световое рождественское шоу в Кронштадте с проекцией на Морской Никольский собор и другие проекты. Также многие гости приезжают в Петербург специально на фестиваль "Чудо света", на котором все желающие могут увидеть световые 3D-спектакли и проекции в самом сердце города. В 2025 году он пройдёт со 2 по 4 ноября 2025 года в Петропавловской крепости. У события уже сформировалась своя аудитория. Кстати, в 2026 году проект отметит десятилетие существования.
Событийный туризм изначально создавался как поддержка низкого сезона, и этот инструмент доказал свою эффективность. Мы видим, что подобный подход может работать и в других регионах: например, в Калининграде на Балтийском туристическом форуме обсуждали, как путешествия на зиму можно успешно продавать через конгрессный и событийный туризм. У нас есть чёткий план — календарь событий, который ежегодно формируется и обновляется. В этом году состав жюри, отбирающего самые интересные ивенты, усилен профессионалами, которые выберут ключевые мероприятия на будущий год — конгрессные, фестивальные и другие.
 
Имеет ли место сотрудничество с другими регионами? Есть ли примеры взаимодействия, которое идёт на пользу обеим сторонам?
 
— Петербург — это точка входа на Северо-Запад: мы объединяем межрегиональные маршруты с Карелией, Псковской и Новгородской областями. Например, если турист из отдалённого региона, условно Казани или Владивостока, хочет посетить Псковскую и Новгородскую области, то он по дороге туда заедет и в Санкт–Петербург. Таким образом, мы становимся "донором" для наших соседних регионов, выигрывают от этого все.
 
В этом году на ПМЭФ мы представили проект литературного маршрута, посвящённого 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Проект объединил Петербург, Ленинградскую и Псковскую области, в него вошли музеи-усадьбы Пушкинских Гор (Михайловское, Петровское, Тригорское), Кобрино (где жила няня поэта Арина Родионовна), Суйда — родовое поместье предков Пушкина Ганнибалов. Навык построения межрегионального сотрудничества сегодня крайне важен, я бы сказал, что мы — город и соседние регионы — не конкуренты, а союзники и нам важно создавать проекты, которые будут нас объединять.
 
Существуют и общие проекты Северной столицы с другими российскими городами. Например, Москва – Петербург – Казань и Петербург – Казань. В качестве примера можно привести маршрут, который был запущен в 2016 году, — "Дворцы и мечети". Сейчас он продолжает работать, преимущественно для китайских туристов.
 
Также многие иностранные гости, приезжая в Москву, заезжают на один-два дня в Петербург. Сотрудничество со столицей в части туризма — отдельное направление работы. В конце октября — начале ноября в Петербурге пройдёт большая презентация московского туристского продукта. Мы используем подобные площадки для усиления сотрудничества и продвижения. В этом году, например, коллеги из Москвы продвигают "Московское чаепитие", а у нас запущен проект "Петербургский завтрак".

Фото Сергей Ермохин/"ДП"

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Ноябрь 4, 2025 - 11:22
Город Иматра в Финляндии полностью изменился: большинство магазинов исчезло, туристов и автобусов нет, а местный бизнес испытывает серьёзные финансовые трудности.

 

Октябрь 27, 2025 - 08:21

Ноябрьские праздники - идеальное время для коротких путешествий. Аналитики отмечают, что в этом году россияне активно бронируют туры по родной стране.

 

Октябрь 26, 2025 - 11:17

Санкции Евросоюза не окажут чувствительного влияния на туризм в Россию, так как число европейских туристов не превышает 5,5% от общего иностранного турпотока, сообщил в пятницу вице-премьер Дмитрий Чернышенко. 

 

Октябрь 21, 2025 - 11:41

Агентство медицинского туризма приняло участие в XIII Санкт‑Петербургском форуме здоровья.