Онлайн-сервис покупки авиабилетов и бронирования отелей Anywayanyday проанализировал перелеты россиян летом 2025 и подвел итоги: зарубежные направления укрепили позиции в структуре бронирований российских туристов, а внутри страны усилился тренд на спонтанные поездки и выросла продолжительность путешествий.
По данным исследования летом 2025 две трети авиабилетов на внутренние рейсы оформлялись за неделю до вылета или менее, причем каждый четвертый билет приобретался в день вылета. Средняя продолжительность поездки увеличилась почти до шести дней. Средняя стоимость билета в экономклассе снизилась на 2% и составила 11,3 тыс. рублей, в бизнес-классе – выросла на 17% и достигла 60,6 тыс. рублей. При этом доля бизнес-класса сохранилась на уровне прошлого года – 5% от всех билетов.
Наиболее востребованными городами внутри страны стали Москва, Санкт-Петербург и Сочи, суммарно обеспечившие половину всех бронирований. В десятку также вошли Калининград, Минеральные Воды, Екатеринбург, Казань, Уфа, Самара и Новосибирск. Лидером среди авиакомпаний остается «Аэрофлот», на который пришлось 50% всех билетов (44% в 2024). На втором месте – «Победа» с долей 16%, на третьем – «Уральские авиалинии» (7%), сохранившие свои доли.
«Лето 2025 года показало, что российский рынок путешествий становится все более гибким. Пассажиры чаще принимают решение о поездке в последний момент, дольше остаются в путешествиях и при этом начинают диверсифицировать маршруты, делая выбор не только в пользу традиционных направлений, но и открывая новые точки притяжения», – отметил Никифор Гайдученко, CEO сервиса Anywayanyday.
Доля перелетов за рубеж продолжила свой рост и достигла 53%, а доля перелетов бизнес-классом составила 12%. На международных маршрутах бизнес-класс летом 2025 обходился в среднем в 137,8 тыс. рублей за перелет в одну сторону, что на 3% ниже прошлогоднего уровня. Самыми дорогими направлениями стали США (275 тыс. рублей) и ОАЭ (252 тыс. рублей), а наиболее доступными – Беларусь и Греция, где перелет в бизнес-классе стоил 54,6 тыс. рублей за билет в одну сторону.
В экономклассе средняя стоимость составила 31,5 тыс. рублей, снизившись за год на 4%. Самыми дорогими оказались билеты в США, в среднем обходившиеся российским путешественникам в 54 тыс. рублей. Конкуренцию дальнемагистральным рейсам по стоимости составляли европейские направлений: Испания (41,2 тыс. рублей), Франция (38,7 тыс.), Италия (34 тыс.), Германия (30 тыс.), Греция (28 тыс). При этом именно Франция и Италия впервые за долгое время вошли в пятерку самых популярных стран для отдыха россиян, что подтверждает: высокая стоимость не стала сдерживающим фактором спроса. Для сравнения, перелеты в Турцию и Китай обходились значительно дешевле – 25 тыс. и 24,5 тыс. рублей соответственно.
Средняя продолжительность зарубежной поездки составила чуть более 12 дней, самыми длительными стали путешествия в США (20 дней), Испанию (18 дней) и Таиланд (17 дней).
В десятку самых популярных стран для отдыха летом вошли Турция (9% всех зарубежных перелетов), Китай (5%), Франция (4%), Армения (4%), Италия (4%), Грузия (4%), ОАЭ (3%), Испания (3%), Узбекистан (3%) и Таиланд (2%). За пределами топ-10 осталась Япония, однако именно это направление показало рекордную динамику – рост интереса составил 45% по сравнению с прошлым годом.
Среди авиакомпаний на международных маршрутах лидером остается «Аэрофлот» с долей 13%, при этом 14% билетов на его рейсах оформлялись в бизнес-класс. На втором месте Turkish Airlines (12%), на третьем – Pegasus Airlines (6%).
Возвраты и обмены авиабилетов этим летом стали более частым явлением. Внутри страны доля возвратов составила 3,4% всех билетов против 2,5% в 2024, количество обмена авиабилетов выросло до 5,9% (3,3% в 2024). На зарубежных направлениях возвраты удержались на уровне прошлого года (4%), а обмены выросли до 12% (8% в 2024).