Центральный музей железнодорожного транспорта РФ открывает 2026 год ярким выставочным проектом, который как на машине времени уносит зрителя к истокам зарождения скоростного движения в нашей стране.
Все развитие железнодорожного транспорта в России, начиная, по сути, с момента начала движения поездов на Царскосельской железной дороге в 1837г. , а позже на Санкт-Петербурго-Московской магистрали в 1851 году, связано со стремлением к повышению скоростей движения поездов, обеспечению минимального времени нахождения в пути, и повышению комфортабельности пассажиров.
Уникальные модели, документальный и изобразительный материал расскажут о ключевых событиях и достижениях, которые сыграли решающую роль в развитии технологий скорости. История показывает, сколь сложным и противоречивым был этот процесс.
Речь пойдёт о дерзком поиске и неординарных идеях инженеров, учёных, изобретателей, работающих с дореволюционных времён над теорией и практикой аэродинамики.
К примеру, пионером исследования в этой области знаний стал Николай Алексеевич Рынин. В 1909 году в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге он организовал аэромеханическую лабораторию, где изучалось влияние воздушного потока на подвижной состав, определялась сила давления ветра на фермы мостов. В 1912 году Николай Алексеевич провёл испытания в реальных условиях движения паровоза на Николаевской железной дороге.
В коллекции ЦМЖТ РФ сохранилась модель шаропоезда, которая напоминает о событиях 1933 года, когда молодой советский инженер Николай Ярмольчук решил построить поезд, способный развивать скорость до трехсот километров в час. Его главным отличием было то, что вагоны должны двигаться не по рельсам, а по бетонному жёлобу. Вместо привычных колес инженер предложил использовать шары. Модель поезда была построена и испытана на полигоне неподалёку от станции Северянин в Москве.
Модель аэропоезда инженера Вальднера - сверхскоростной монорельс, был запатентован Севастьяном Севастьяновичем Вальднером. В 1933 году в Парке культуры и отдыха им. А.М. Горького в Москве была представлена уменьшенная копия изобретения. Во время испытаний модель развивала скорость 120 км/ч. Предполагалось, что полномасштабная конструкция будет достигать скорости до 250 км/ч. Аэропоезд должен был вместить 300 пассажиров.
На выставке пойдет речь и о скоростном движение современной России. Модель электропоезда «Сокол-250» напомнит о том, что опытный образец был изготовлен в 2000 году на Тихвинском заводе. Его конструкционная скорость должна составлять 250 км/ч. В ходе испытаний был выявлен ряд недостатков , и 2002г. проект был закрыт.
Из последних поступлений в музей - новейшие материалы, отражающие особенности проектирования высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург.
Откройте для себя увлекательную историю развития скоростей на железных дорогах страны, которая продолжает развиваться и сегодня, ведь современная железнодорожная отрасль продолжает совершенствоваться, внедряя инновации и новые решения для улучшения качества жизни людей и эффективности транспорта.
В подготовке выставки принимали участие:
СПБ ГБУК «Государственный музей истории Санкт- Петербурга»,
Санкт - Петербургский Политехнический университет Петра Великого,
Петербургский университет путей сообщения императора Александра I,
ФГУП « Крыловский государственный научный центр»,
Музей Императорской Николаевской Царскосельский гимназии,
Октябрьская дирекция по ремонту пути,
Северо -Западная дирекция скоростного сообщения,
Рельсосварочный поезд № 1 предприятие Группы Синара,
АО «РИЦ «ТЕХНОСФЕРА»,
ООО « Первый проектный институт»,
Группа моделистов Brick Train Workshop,
потомки изобретателя С.С. Вадьднера и многие другие
Фото cmzt.ru