Российские регионы должны объединиться для решения общенациональной стратегической задачи — добиться значительного увеличения въездного туристского потока к 2030 году.
На фоне нехватки квалифицированных гидов и менеджеров участники рынка заняты поиском взвешенных решений для продвижения нашей страны за рубежом как востребованного направления.
Обсуждению этих и других вопросов была посвящена стратегическая сессия «Развитие международного въездного туризма в регионах России через призму реализации международных туристических продуктов: развитие кадрового потенциала», которая прошла 12 декабря в рамках второго дня Петербургского международного туристского форума «Travel Hub. Приезжай. Зима». Сессию посетили более 250 представителей отрасли, власти, образования и бизнеса, включая экспертов из зарубежных стран – Ирана, Вьетнама, Индии, ОАЭ и других. Соорганизаторами дискуссии выступили Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства и СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро». Модерировала дискуссию Наталия Белякова, директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма Русского географического общества.
Сессию предваряло аналитическое исследование туристской активности в Санкт-Петербурге за 2025 год. Показатели текущего сезона отразили объективные результаты активной политики, направленной на развитие туристского потенциала Северной столицы. Ключевые выводы из доклада:
По словам Евгения Панкевича, председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, город совместно с Центром компетенций готов делиться знаниями и опытом для более интенсивного развития туристских проектов в регионах: «Меняется туристическое предложение, безусловно. В Санкт-Петербурге за эти годы запущено очень много новых, разнообразных, интересных проектов. Мы готовы делиться опытом с коллегами. Это не инициатива сверху, а то, с чем бизнес сегодня может работать. Для всех участников отрасли важно, чтобы турист приезжал часто, а это будет возможно только в случае, если мы будем не конкурировать, а учиться друг у друга и выстраивать одно большое пространство!»
На сессии эксперты обсудили три ключевых вопроса: как создавать востребованные за рубежом туристские продукты, какие современные методы обучения внедрять и как помочь регионам продвигать свои лучшие наработки на мировом рынке. Мария Бадмацыренова, заместитель директора инвестиционного департамента АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», напомнила, что Дальний Восток занимает порядка 55% от всей территории России. В контексте развития отрасли и продвижения России за рубежом как направления туризма это придает макрорегиону стратегическое значение, в том числе по реализации потенциала Камчатки, Курильских островов, Земли Франца-Иосифа и других труднодоступных территорий. Она также отметила, что сегодня макрорегион привлекает много путешественников из КНР.
Генеральный директор ООО «Кутузов-на-Мурмане» Виктор Кутузов заметил, что Русский Север составляет реальную конкуренцию Норвегии, Швеции, США и ряду других стран, имеющих доступ к Арктике. Он подчеркнул, что уникальные аутентичные предложения могут заинтересовать широкие группы туристов, в том числе из стран с более мягким и теплым климатом.
Марина Морозова, генеральный директор АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства», д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель Ассоциации премиального и нишевого туризма, заметила, что за последние несколько лет изменился портрет въездного туриста. «Из 15 созданных нами международных турпродуктов 13 направлены на Китай, 8 — на страны Ближнего Востока, 6 — на Индию. Новый путешественник хочет получить не просто новые впечатления, а глубокую, иммерсивную, аутентичную и высокотехнологичную поездку», — пояснила Морозова.
Стратегическая сессия отметилась широким составом зарубежных участников. Представители иностранных государств рассказали, какой представляется Россия жителям их стран, насколько она интересна в качестве направления поездки и какие барьеры в выстраивании более эффективных контактов существуют на данный момент. Так, директор International Marketing & Consulting Agency (Вьетнам) Та Тхи Бич Ха сообщает, что далеко не все жители Юго-Восточной Азии хорошо информированы о разнообразии регионов России. Среди прочего она подчеркивает необходимость объединения субъектов РФ в политике продвижения. «Во Вьетнаме почти не знают, что в вашей стране есть не только Москва и Санкт-Петербург, а еще десятки других городов, территорий и мест, которые стоит посетить. Уверена, что совместными действиями мы сможем больше рассказать о России и познакомить граждан Вьетнама с возможностями вашей страны», — сообщила эксперт.
Лили Садри, торгово-экономический представитель ЕОЭС в Исламской Республике Иран, рассказала, что в настоящий момент нашим странам не хватает турпродуктов, которые позволят гражданам Ирана и России совершать обоюдные поездки. Среди прочего она перечислила основные предпочтения граждан своей страны: «Иранские туристы хотят жить с местными, а не наблюдать "с витрины". Им интересна экзотика, уникальный опыт, который они не получат дома. Русский Север — это то, что может стать движущей силой для развития контактов в сфере туризма между нашими государствами». Схожую точку зрения высказал основатель и исполнительный директор туроператора Doha Tourism Magic Adventures (Катар) Мохамед Фирас Аль Обиси, который выразил уверенность, что привлечение путешественников с Ближнего Востока будет максимально эффективным при условии развития арктического туризма.
Основатель и генеральный директор компании Plan B Group, руководитель «Visit St. Petersburg Ближний Восток» Хармик Сингх Чугх продолжил тему и заметил: «Для меня, как представителя Ближнего Востока, многому предстоит научиться в продвижении России в регионах Ближнего Востока, в частности в Индии, в Дубае. Необходимо научиться показывать уникальность вашей страны — только так возможно добиться успеха». Также он отметил, что в России иностранцы часто сталкиваются с языковым барьером и предложил создать единую цифровую платформу-агрегатор по поиску и найму гидов-переводчиков. «Своего рода Uber, но для туристической сферы», - сравнил он.
Прашант Чаудхари, управляющий директор Salvia Promoters Pvt. Ltd. (Индия), рассказал, что по паритету покупательной способности Индия занимает третье место в мире, при этом ее население достигает полутора миллиардов человек — примерно треть от общемирового. В стране сформировался внушительный средний класс, а если рассматривать наиболее состоятельных индийцев, их количество измеряется десятками тысяч. При этом сам индийский туристский рынок пока находится на ранней стадии развития. «Тем не менее, у России есть существенные преимущества для продвижения на этом направлении: высокий интерес индийцев к путешествиям в Россию, прочные исторические и дружественные связи между народами, а также удобное транспортное сообщение. Учитывая, что Индия входит в число самых динамично растущих рынков туристской отрасли, эксперты прогнозируют, что к 2030 году число индийских туристов в России может достигнуть полумиллиона человек», — отметил Прашант Чаудхари.
«Многие иностранцы считают Россию экзотической страной и мечтают ощутить на себе, что такое российская зима. Их также привлекают ваши прекрасные города с богатой историей — Санкт-Петербург, Москва и другие интересные места. Я считаю, что для привлечения туристов нужно сосредоточиться на трех аспектах: во-первых, распространять информацию о том, какие возможности для туризма у вас есть; во-вторых, налаживать сотрудничество с международными компаниями, которые отправляют своих клиентов в туристические поездки; в-третьих, активно взаимодействовать на международном туристическом рынке с различными организациями — будь то бизнес-компании или общественные ассоциации», — сообщил в ходе выступления Чжо Боне Наинг (Kyaw Bohne Naing), представитель и президент Союза туристических ассоциаций Мьянмы (Chairman & President Union of Myanmar Travel Association (UMTA), Мьянма
Фото https://ru.wikipedia.org