"Хранить" не значит "прятать"

На Заусадебной улице в Старой Деревне выстроились корпуса реставрационно-хранительского центра Эрмитажа. Более десяти лет назад это было первое и единственное в нашей стране открытое хранилище фондов, сразу ставшее примером современных технологий для многих российских и зарубежных музеев.

 

В словосочетании «открытое хранение» есть противоречие: одно из значений слова «хранить» по словарю синонимов – «укрывать». Но Эрмитаж настаивал на возможности показывать специалистам и посетителем свое «закулисье». Прибавьте к этому тот факт, что музейные запасники «неисчерпаемы», а для исследования и реставрации предметов искусства необходимы современные лаборатории и специальные помещения.

На поиски решения этой масштабной задачи ушло много времени: работали проектировщики, архитекторы, инженеры, строители, музейные специалисты. Сообща они сумели создать фондохранилище, оснащенное самыми передовыми технологиями, где ведутся научно-исследовательские и реставрационные работы, размещено хранение музейных экспонатов, читают лекции, проходят семинары. Фасады центра – класс современного градостроения, которым можно гордиться.

В просторном фойе, куда на несколько дней органично вписалась скульптура авторов «Деревни художников» в Озерках, посетителей встречает экскурсовод. Только с этим музейным Вергилием не в одиночку, а в группе можно пройти по этажам, коридорам и залам Фондового корпуса. Этот принцип диктуется музейной безопасностью, система которой здесь самая надежная.

В основном Фондовом корпусе размещены коллекции живописи, скульптуры, мебели, фресок, шпалер. Это предметы из фондов отделов западноевропейского искусства, истории русской культуры, Востока, археологии Восточной Европы и Сибири.

Коллекция живописи, включающая более четырех тысяч полотен, расположена в специальных стеллажах, которые можно легко раздвигать, и в стеклянных боксах-витринах. Картины здесь «не прописаны постоянно», как в исторических залах Эрмитажа. Оборудование позволяет легко их перемещать, подготавливая очередную выставку или передавая в руки реставраторов. Кстати, лаборатория научной реставрации станковой живописи, как и другие реставрационные мастерские, находится в этом же здании. Правда, в помещения, где идет ежедневная кропотливая работа реставраторов и научных сотрудников, нет доступа для посетителей.

Во всех помещениях хранилища налажена система микроклимата. Если хранение живописи допускает естественный свет, то для икон и древнерусских фресок в темных залах установлено специальное освещение.

Скульптура, как известно, требует пространства. В огромном зале ее расставили на подиумы и постаменты, что позволяет посетителям рассматривать экспонаты и перемещаться, не мешая друг другу.

Особое впечатление производит то, как хранится мебель. Посетители идут по стеклянному туннелю, отражаясь в зеркальном потолке, а слева и сперва за стеклом бесчисленное множество стульев, кресел, столов, этажерок, шкафчиков, рундуков, туалетов, бюро, диванчиков, конторок, буфетов... Мебель выстроена по рангу: вещи, требующие реставрации, в задних рядах. Напоминание: это запасник, а не выставка шедевров.

Благодаря большим площадям хранилища удалось смонтировать внушительных размеров палатку-шатер из кашемировой ткани, богато украшенную золотым шитьем и вышивкой. В коллекции Эрмитажа палатки в основном трофейные, а эта подарена Екатерине II турецким султаном Селимом III.

Посетителей ждет еще «Театр шпалер» и гараж, где «припаркованы» кареты: императорские парадные размером с небольшой дом и транспорт, служивший на каждый день.

Маршрут экскурсии почти километр, его легко проходят взрослые и дети. Интерактивная детская экскурсия, участники которой, выполняя задания экскурсовода, узнают о жанрах живописи, о породах дерева, из которых делали мебель, о реставрации икон и многом другом, – одна из самых популярных в городе.

Во многих музеях мира есть экскурсии для слепых посетителей, где им «показывают» в основном скульптуру, которую можно «осматривать» на ощупь. В Эрмитаже создана трехлетняя образовательная программа для слабовидящих – «Прошлое на кончиках пальцев», адресованная детям с различной степенью нарушения зрения.

Принцип – изучение материальной истории на примере археологии. Археологи по сохранившимся предметам – самым обычным, бытовым – воссоздают мир древнего человека. Понять историю прикосновением пальцев детям помогают ландшафтные макеты: палеолитическое жилище из костей мамонта, неолитическое свойское поселение, скифский курган, дольмен, средневековая Ладога. Для работы «в поле» изготовлены огромные чаши с песком, где, орудуя щеточкой и кисточкой, осторожно снимая песок слой за слоем, аккуратно исследуя площадь «раскопа», можно найти предмет или его фрагмент, на ощупь понять его форму и назначение, провести историческое исследование. Предметы – реплики тех, что хранятся в витринах музея. Время идет быстро, и уже второй выпуск школьников с проблемным зрением прощается с эрмитажными педагогами.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Декабрь 17, 2025 - 19:59

 18 декабря в Музее современного искусства АРТМУЗА состоится торжественное открытие Художественного проекта «Служение лошади человеку».

 

Декабрь 15, 2025 - 12:03

23 декабря в 12:00 в новом выставочном пространстве Музея истории Кронштадта состоится торжественное открытие экспозиции «Главная улица Кронштадта», посвященной истории становления и развития проспекта Ленина.

 

Декабрь 14, 2025 - 20:17

Русский музей 14 декабря сообщил об уходе после тяжелой болезни Евгении Петровой, искусствоведа, с 1966 года работавшей в Русском музее, в том числе 37 лет — в должности заместителя генерального директора по научной работе.

 

Декабрь 12, 2025 - 12:30

 Уважаемые любители искусства! Приглашаем вас на вернисаж выставки Ассоциация художников-пленэристов «Координаты истории: русские усадьбы». который состоится 12 декабря  в  Музее современного искусства Артмуза!