Китай спасет гостиницы Петербурга?

Кризис добрался и до гостиничного рынка. Представители классических отелей жалуются на снижение загрузки и рентабельности.

А инвесторы, которые планируют запуск новых проектов, затягивают сроки ввода отелей.

Как рассказали эксперты компании IBC Real Estate, сроки ввода отеля «Лахта Тауэрс» на Приморском проспекте сдвигаются с 2025 на 2026 год. Кроме того, отель House of Faith на Вознесенской набережной, скорее всего, будет открыт в 2027 году, а не в 2026 году, как было заявлено ранее.

С 2027 на 2028 год может быть передвинут ввод отеля отеля Группы «ЛСР» на Лиговском и отеля «Остров Фортов» в Кронштадте, полагает руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай.

«При открытии огромное количество времени занимает организация сервиса в отелях, меблировка, подбор персонала и так далее», — добавляет она.

«На сроки ввода объектов может оказывать влияние дорогое заемное финансирование и рост себестоимости строительства. Дополнительные сложности создают перебои в международных логистических цепочках, что сказывается на сроках поставок стройматериалов и оборудования. Кроме того, в России существует дефицит кадров, что в том числе связано с ужесточением миграционных ограничений», — комментирует директор департамента инвестиций и рынков капитала компании Bright Rich | CORFAC International Екатерина Андреева.

Вал проектов

Номерной фонд в Петербурге — третий по величине в стране и составляет 19,4 тысячи номеров. По словам Екатерины Ногай, в Петербурге сейчас заявлено 15 новых проектов строительства и реконструкции гостиниц в рамках федеральной программы поддержки, утвержденной постановлением правительства № 141. Все они находятся на стадии, далекой от завершения, и есть вероятность, что не все будут реализованы, говорит она.

«Люди набрали льготных кредитов в рамках программы, а потом поняли, что смысла вкладываться в строительство гостиниц нет. Не думаю, что новые объекты у нас появятся, не то время», — говорит один из участников рынка.

Стагнация или хуже?

По словам Екатерины Ногай, в целом на рынке гостиничной недвижимости наблюдается спад: «Люди не так активно, как раньше, тратят деньги, зарплаты растут не так быстро, расходы на поездки откладываются».

Участники рынка также говорят о том, что рынок классических отелей, мягко говоря, проседает. «С 2024 года мы видим, что россияне теряют интерес к путешествиям внутри страны, они уже посетили большинство интересующих их направлений. При этом восстанавливается спрос на заграничные поездки, что связано с расширением доступного авиасообщения, включая появление большого количества предложений от бюджетных авиаперевозчиков, прежде всего Юго-Восточной Азии и Китая», — говорит владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы.

Кроме того, часть турпотока у Петербурга оттягивают другие российские города, которые активно развивают туристическое направление. «Наш город, конечно, остается одной из главных туристических столиц, но довольно часто россияне при планировании поездок принимают решение ехать не третий-четвертый раз в Петербург, а, например, в Нижний Новгород, Калининград, Дагестан», — пояснили в компании Becar Asset Management.

Конкуренция с апартами

Петербургские отельеры также напоминают о конкуренции со стороны апарт-комплексов, которые выводятся на рынок достаточно активно. «В Санкт-Петербурге девелоперы в основном делают ставку на строительство апарт-комплексов, которые отличаются более короткими сроками окупаемости, чем классические гостиницы», — говорит Екатерина Андреева.

По ее словам, в таких проектах площади продаются на этапе строительства, что позволяет застройщику вернуть часть вложенных средств еще до ввода объекта. При этом в традиционных гостиницах доход начинает формироваться только после начала эксплуатации объекта.

Что с показателями

Как говорят другие участники рынка, уровень загрузки отелей заметно снизился: если в 2019 году средний годовой показатель составлял 75–78%, то сейчас средняя загрузка по году составляет около 65%.

Прибыльность тоже уходит вниз. По словам Юниса Теймурханлы, EBITDA петербургских отелей еще до 2024 года составляла в среднем 35–39%, в 2024 году она снизилась до 32–33%, в 2025 году продолжила снижаться до уровня 27–30%. За этот же период чистая операционная прибыль уменьшилась с 22% до 15%, а у некоторых игроков даже до 10%.

Другой участник рынка говорит, что у его отеля EBITDA с 2024 по 2025 год сократилась с 30 до 18%.

«В целом годовая рентабельность отелей, введенных до 2022 года, может составлять 12–17%», — оценивает Ольга Шарыгина, партнер по развитию и инвестициям экосистемы Becar Asset Management. По ее словам, отели, которые начали появляться после 2022 года и которые планируются к строительству сейчас, могут показать результаты похуже — от 8 до 14%.

«Связано это прежде всего с ростом себестоимости строительства, отделки, оснащения, за которым не успевает рост тарифов (и доходов населения), с ростом стоимости первоначальных активов и инвестиций (земля, объект недвижимости, деньги, особенно кредитные) и ростом операционных затрат», — поясняет Ольга Шарыгина.

«Мы наблюдаем замедление роста прибыли, оно связано скорее со скачкообразным ростом ADR (средней цены за номер) в последние 2–3 года», — комментирует. Ольга Широкова, партнер NF GROUP. В 2023 году прирост средней стоимости номера за ночь составил 14% относительно 2022 года, а в 2024 — 11% относительно 2023 года. По итогам 2025 года мы также ожидаем рост в пределах 10%. Между тем операционные расходы продолжают увеличиваться.

По мнению Юниса Теймурханлы, в ближайшее время инвестировать в создание отелей как в коммерческие объекты нет смысла. «Окупаемость в текущих условиях составит 20–25 лет», — поясняет он.

Китай поможет?

Петербургские участники рынка говорят о том, что частично исправить ситуацию может турпоток в Россию из других стран, например из Китая. «Правда, на сегодняшний день в Китае программы поддержки массового туризма были свернуты, и сегодня в Россию едут в основном богатые, достаточно образованные индивидуальные путешественники-туристы», — отмечает директор управляющей компании Citytel Group Андрей Петелин.

Правда, другие эксперты отмечают, что интерес у китайцев к России есть.
«После 1 декабря, когда туристам из Китая отменили туристические визы, мы сразу же увидели рост бронирования более чем на 260%», — делится наблюдением управляющий директор Verical Hospitality

Раиль Муфазданов. 
 
По его словам, туристы из Китая в Петербурге селятся в основном в отелях категории 3, 4 и 5 звезд. Более обеспеченные гости выбирают отели 5 звезд. Массовые туристы ориентируются на отели 3 и 4 звезды.

Фото Валентин Егоршин / FONTANKA.RU

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Отели и недвижимость»

Декабрь 7, 2025 - 06:34

Реставрацией здания госпиталя времен Первой мировой войны в Сортавале займется инвестор. Об этом сообщил глава Карелии Артур Парфенчиков.  

 

Декабрь 7, 2025 - 06:08

Добавить к рабочей поездке в Петербург пару выходных и изучить город — вот что выбирают бизнес–путешественники.

 

Декабрь 2, 2025 - 16:39

Пятизвездочный семейный отель Mövenpick Resort & SPA Anapa Miracleon, расположенный на территории уникального дендропарка в живописной части Анапы и являющийся частью luxury-кластера всесезонного SPA-курорта Miracleon, назван лучшим SPA-отелем России на торжественной церемонии ежегодной Национальной гостиничной премии 2025, прошедшей 28 ноября в Москве.

 

Декабрь 2, 2025 - 11:16

Отель "Талион" закрыл свои двери после более 20 лет работы. Гостиницы–конкуренты от этого вряд ли выиграют.